МАГАЗИН
ПРОСЛУШИВАН
С
22
МУЗЫКА
л агаю ш и е, что мир зем н ой и м ир н ебесн ы й создан ы со гл асн о за к о -
нам красоты и гарм он и и и что ч у в ств а нас не об м ан ы ваю т, но н а -
п равляю т. Ж и в ая природа (и наш е м ы ш л ен и е в том ч и с л е ), и ск у с-
ство и природа н еж и в ая св язан ы м еж д у собой и п од чи н яю тся од-
ним и тем ж е зако н ам — т а к сч и тал П и ф агор.
С егодн я, сп у стя две с п ол ови н ой ты ся ч и л е т , н ад р ас к р ы ти е м и
п ракти ч ески м о своен и ем эти х зак о н о в р аб о тае т вся ги га н т ск а я а у -
д и оп ром ы ш лен н ость. Г лавн ая п роб л ем а ауд и о и н д у стр и и — в ы я в -
л ен и е м узы кальн о и н ф орм ати вн ы х сл о е в зв у к а — д о л ж н а р е ш а т ь -
ся не то л ьк о п о средством новы х те х н о л о ги й („ н е ж и в о г о "), но и
ч ер ез о б ъ ясн е н и е п си хологии в о с п р и я ти я и о б р а б о тк и м у зы к а л ь-
ной и н ф орм ац и и, а т а к ж е ч е р ез п о н и м ан и е за к о н о в и ск у с ств а.
П и ф агор н ач ал и сс л е д о ва ть ес те с тв е н н у ю зву к о ву ю среду. С е -
годня ч е л о веч ество , освои в е е п он яти й н о и и н стр у м е н тал ьн о , с о з -
дав целую о б л а с т ь и ск у с ств а, н ау ку и и н д у стр и ю , с в я за н н ы е со
звуком , п одош ло к п роб л ем е с у щ ес тв о в ан и я в иной — втори ч н ой ,
и ску сств ен н о й , им сам и м ж е и п ор о ж д ен н о й — ср е д е. О ц ен и в а я
п рои сходящ и е в ней я в л ен и я , мы вол ей -н евол ей о п и р аем с я на у ж е
су щ еству ю щ и е кр и те р и и о ц ен ки . Н о он и -то с л о ж и л и с ь в с о в е р -
ш енно ины х усл о ви ях , в п ри родн ой а к у с ти ч е ск о й среде! К ак с в я -
зать воеди но то. что на п р о тя ж ен и и д е с я т к о в ты ся ч л е т ф о р м и р о -
вало н аш у си стем у в о с п р и я ти я , с со зд ан н о й всего л и ш ь д е сят к и
л е т н азад новой звуковой ср ед о й ? О т в е т о в сл и ш ко м м ного, и все
они р азн ы е. М о ж е т бы ть, врем ен н о о б ъ я в и т ь м ор ато р и й на вы ск а-
зы ван и е кон ц еп туальн ы х п о л о ж ен и й по это м у п оводу?
О с тав и в в глубоком за м е ш а т е л ь с т в е тех , от кого за в и с и т р еш е-
ние этого воп роса, ве р н е м ся к добры м стары м грекам . Э к с п е р и -
м енты и тео р ет и ч ес к и е вы воды П и ф аго р а сч и таю тс я н ач ал ом м ы с-
ли о м узы ке. С п у стя две ты сячи л е т все е в р о п е й ск и е тр а к та ты о
м узы ке н ач и н ал и сь с д о б р о с о вес тн ей ш его и зл о ж е н и я его у ч ен и я .
Э м п и р и ч еск и е и с с л е д о в а н и я , в ы п о л н я в ш и е с я п и ф аго р ей ц ам и с
больш им эн тузи азм ом и с о ч ет ав ш и еся с вд охн овен ны м и о п е р а ц и я -
ми над ч и с л а м и , бы ли н ап р ав л ен ы на пои ск един ого ф и л о со ф с к о -
го корн я м и р о зд ан и я 7. В д а л ьн е й ш ем у ч е н и е р азд е л и л о с ь на две
ветви : м ат ем а ти к о в („ к а н о н и к о в "), п ол агавш и х , что в м узы ке „дей -
ст в у ю т п ри рода и си л а ч и с л а ", и ак у с м ат и к о в („ га р м о н и к о в "), вы-
дви гав ш и х в к а ч е с тв е к р и те р и я „п р и ят н о е с о зв у ч и е ". В ср е д н ев е-
ковой тео р и и м узы ки во зо б л ад ал и „ка н о н и к и ": к э к с п ер и м ен та л ь -
ным а к у с ти ч е ск и м и зм ер ен и я м и сс л е д о в а тел и о б р а ти л и с ь л и ш ь в
Н о во е вр е м я.
,
...А ч то ж е са м а м у зы к а ? Т а, к о то р ая з в у ч а л а на п л ощ адях и
о р х ес тр а х , в со с т я за н и я х к и ф ар и ст о в и а в л и с то в 8? С у щ е ство вал а
ли она д л я П и ф аго р а и его п о сл ед о в ат ел ей ? У вы . они не п р и зн а в а -
ли м узы ки к ак „ч и сто го " и с к у с с т в а , сп о со б н о го д о с т а в л я т ь эм о-
ц и о н ал ьн о е и э с т е т и ч е с к о е у д о во л ьс тви е. П о их м н ен и ю , м узы ке
в ч е л о в е ч е с к о й ж и зн и п р и н а д л е ж и т су гу б о п р и к л ад н ая р о л ь —
те р а п е в ти ч е с к о го ср ед ства: он а д о л ж н а с м я гч а ть буй н ы е поры вы
душ и , о ч и щ ат ь ум и те л о от вредн ы х аф ф е к т о в (гн ев а , ст р ад а н и я ,
ж е л ч и ). М у зы к а , м ед и ц и н а и м ан ти к а (и с к у с с т в о п ред с к азан и й )
с т о я л и п оэто м у в одном ряду.
А р аз м о ж н о л е ч и т ь с пом ощ ью м узы ки , зн ач и т, м ож н о и вос-
п и ты в ать. С в я т о в е р я в е е п р ак т и ч ес к у ю си л у , д р е в н и е м у зы кан -
ты и ф и л ософ ы св я зы в а л и с оп ред ел ен н ы м и звуковы м и ст р у к ту -
рам и о п р ед е л ен н ы е ж е ф орм ы во зд ей с тви я на ч е л о век а . В се зв у -
ковое п р о ст р ан ст в о п р ед с та в л я л о с ь грекам к ак с о в м ест н о е су щ е-
с т в о в а н и е р а зл и ч а ю щ и х с я по св о и м эт и ч е с к и м и эс те ти ч е с к и м
св о й с тва м се гм ен то в — лад ов . П одобно то м у к ак каж д ы й ви д д у -
ховн ой д е я т е л ь н о с т и н а х о д и л ся в веден и и одной и з д е в я т и муз,
та к и р азл и ч н ы е лады (в п р ед с та вл ен и и гр ек о в) со о твет ст в о в ал и
о п ред ел ен н ы м о б л ас тя м ч е л о веч еск о й душ и: в т е к с т а х ан тич н ы х
'
Вот как через много лет заверш ил развитие этой идеи великий Гете:
„Числа не управляю т миром, но показывают, как управляется мир".
8 Авлос — духовой инструмент, пришедший с Востока.
т .У
*■:
Ж /
ш
■ / \
КУСТИКА ФИРМ Ы «|АМО» И
11Н-КОМПОН€НТЫ Ф ИРМ Ы
1АНА» — АУЧШЕЕ
СОЧЕТАНИЕ ДЛЯ
1^Т/
ИЯ
МУЗЫКИ
I
И ДОМАШНЕГО КИНОТЕАТРА.
^ ---ВаІІ*. г-
НИЗКИЕ ПЕНЫ/
Санкт-Петербург,
уд. Рубинштейна,
тел.: (812) 113-1490
«КОМФОРТ»
| У А М А Н ^ Н 1 П
и
а
т
о
предыдущая страница 128 АудиоМагазин 1997 5 читать онлайн следующая страница 130 АудиоМагазин 1997 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст