МУЗЫКА
C D
кровища Неаполя" (O PS 30-152) он осо-
бенно не выделялся среди участников за-
писи. то здесь его превосходное стильное
пение обращ ает на себя внимание в пер-
вой ж е (очень хорошей, кстати) компози-
ции — анонимной „Stabat M ater".
Joseph Haydn
String Quartets Op. 33
JVb
1, 4, 6
Quatuor Mosaïques
Astrée E 8570
60:27
Йозеф Гайдн прожил 77 лет и оставил
после себя 77 струнных квартетов. Про
шесть из них, опубликованных в 1782 го-
ду как опус 33, известно все: когда они
были написаны, когда и кем впервые ис-
полнены, кому посвящены и т. д. — му-
зы кальная ж изнь А встрии, и в первую
очередь Вены, в последней четверти XVIII
столетия прекрасно освещ алась прессой
(при этом имя капельмейстера князя Эс-
тергази одна из венских газет, по праву
назвавш ая его
знаменитым
, могла напи-
сать с ошибкой: Гайден). В соответствии
с бытующей традицией давать музыкаль-
ным произведениям названия (без уча-
стия их автора) по каким-либо вполне вто-
ростепенны м п ризн акам , ком позиции
опуса 33 называют „Русскими квартета-
ми". Никаких признаков русского музы-
кального материала там нет и в помине.
Просто их первое публичное исполнение
(25 декабря 1782 г.) состоялось в Вене,
где в это время с визитом находился рус-
ский великий князь, будущий император
Павел I. Именитому российскому слуш а-
телю Йозеф Гайдн и посвятил это испол-
нение своих новых квартетов (а не сами
композиции, как иногда неправильно пи-
шут).
Новый диск „M osaïques" — второй по
счету — делает заверш енной запись всех
шести квартетов для двух скрипок, альта
и виолончели 33-го опуса. М не нравится
неторопливость, с которой работают му-
зыканты: между записью первого (с квар-
тетами № 2, 3 и 5 — „A strée" Е 8569) и
второго диска они сделали годичную пау-
зу. При этом в их студийной работе уже
просматриваю тся серьезны е намерения
относительно квартетного наследия авст-
рийского композитора — ранее они уже
вы пустили двойной альбом с ш естью
квартетами опуса 20. И хотя меня в свое
время вполне удовлетворило первое на
тот момент аутентичное исполнение 33-го
опуса английским „Salom on Q uartet", но-
вая работа „M osaïques" не может не вы-
звать ж елания оставить в домашней фо-
нотеке и эти два CD фирмы „A strée". По
всем возможным сравнительным характе-
ристикам интерпретации двух названных
коллективов сильно отличаются друг от
друга, так что крайне трудно предпочесть
запись какого-либо из них. Поэтому огра-
ничусь констатацией того, что игра скри-
пачей Эриха Хёбарта (H obarth) и Андреа
Биш оф, альтистки Аниты М и ттерер и
виолончелиста Кристофа Койна (Coin),
как всегда, отм ечена каким-то особен-
ным, м ягки м , вкрад чи вы м зв у к о и з-
влечением, прекрасным балансом голосов
и завидной слаженностью . Впрочем, оп-
ределенное сходство в исполнении „Salo-
mon Q uartet" и „M osaïques" есть — это
полное отсутствие даж е следов „скучно-
го Гайдна".
Historic Organs of Austria
G. Leonhardt
Sony SK 68262
72:26
Historic Organs of Aus!
Klosîcmcuburg
«аГ
Pjchclbcl
Muffat
Kcrll
„ . Fruberyer
Gustav Leonhardt
*4/ ’
'■
js ''
В последние годы в России узнали и
оценили мастерство замечательного гол-
ландского клавесиниста, органиста и ди-
рижера Густава Леонхардта. Однако ма-
ло кто знает, что этот выдающийся музы-
кант, работающий органистом в одной из
амстердамских церквей, одновременно
является не только педагогом и музыко-
ведом, но еще и блестящ им знатоком ор-
ганного строительства, реставратором и
коллекционером (!) органов. Благодаря
его энтузиазму были возвращ ены к ж из-
ни многочисленные старинны е органы,
разбросанные по всей Европе. Одной из
форм пропаганды органного искусства и
самих исторических органов Г. Леонхардт
выбрал запись дисков, которые прежде
всего демонстрирую т звучание старин-
ных европейских инструментов.
Новейший компакт-диск 1997 года по-
свящ ен двум австрийским инструментам
первой половины XVII века. Программа
четко разделена на две части, каждая из
которых посвящ ена одному из демонстри-
,
руемых инструментов. Д ля записи пер-
вых 7 дорож ек Г. Леонхардт использует
небольшой двухмануальный орган масте-
ра Эгедахера, находящ ийся в монастыр-
ской церкви П ремонстерского ордена в
Ш легле. Приор монастыря М артин Трей-
динг заказал строительство этого органа
зимой 1 6 3 3 /3 4 года. Впоследствии орган
перестраивался, неоднократно страдал от
пожаров. В 1960-е годы его реконструи-
ровали, основываясь на изучении дош ед-
ших до нас документов и всего комплек-
са научных данных по истории органо-
строения. Строительство второго органа,
принадлеж ащ его церкви Августинского
мужского монастыря в Клоетернойбурге,
было заверш ено в 1642 году. Этот трех-
мануальный инструмент, такж е несколь-
ко раз п ерестраивавш ий ся, подвергся
тщ ательнейш ей реконструкции в 1980-
90-е годы и теперь находится в отличном
состоянии, о чем можно судить по данной
записи.
Составленная Г. Леонхардтом програм-
ма диска дает возможность не только оце-
нить звучание каждого из двух органов,
но и сравнить их. В каждой части диска
звучат произведения одних и тех ж е ком-
позиторов ХУН-ХУШ веков (австрийско-
го происхождения либо связанных в сво-
ем творчестве с А встрией): И. Л. Керля,
Й. Я. Ф робергера, Г. М уффата. Й. Пахель-
беля и др. М ож но слуш ать диск от начала
и до конца, с 1-й по 15-ю дорожку, а мож -
но — и это очень интересно — сначала
послуш ать Арию с вариациями фа мажор
Йоханна П ахельбеля на ш легльском ор-
гане и тут ж е переключиться на Арию с
вариациями в фа миноре того ж е компо-
зитора. но в звучании клостернойбургско-
го инструмента. Яркое представление о
возможностях каждого из инструментов
дает и сравнение Токкаты ре минор с Ток-
катой до минор Готтлиба М уф ф ата, кото-
рыми заверш ается каждый из двух разде-
лов программы. Конечно ж е. нельзя не
упомянуть о прекрасной музыке, скрупу-
лезно подобранной органистом, и о за -
мечательном ее исполнении. Специально
надо сказать об очень хорошем качестве
записи, которого не так просто добиться,
когда приходится иметь дело с этими уни-
кальными музыкальными инструм ента-
ми. О чень хороший диск.
Е. Добрушкин
АУДИО МАГАЗИН 5/1997
предыдущая страница 125 АудиоМагазин 1997 5 читать онлайн следующая страница 127 АудиоМагазин 1997 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст