Ш МУЗЫКА
ным ш тр и х о м , его т е м б р о в а я п а л и т р а
р азн о о б р азн а, его м узы ка „ды ш и т“ . Он
лю би т ш ирокую ф акту р у , нестандартн ы е
в е р т и к а л и , п о д го л о ски , ф л а ж о л е т ы . В
ком позиции .
.V eldt“ он п реп ар и р у ет две-
н адцатиструнку таким образом , что звук
ее н апом ин ает аф р и кан ски й ин струм ен т
d o u ssn ’gouni (п р еп ар и р о в ать м у зы к ал ь-
ны й и н с т р у м е н т — зн а ч и т с п ом ощ ью
р а з н ы х п р и с п о с о б л е н и й м е н я т ь е го
тем бр ).
М удры й Т ау н ер не стр е м и тс я дем о н -
с тр и р о в ать свою техн и ку. Его задача —
со зд а в ать н астр о ен и е, у м и ротворять, д а -
р и ть душ е гарм онию . И он д е л ае т это со -
верш енны м образом . М у зы ка Т аун ера ти -
ха и и н тел л и ген тн а, не п р о ста, но и не
зау м н а; ее л у чш е слу ш ать в оди н очест-
ве, она пом огает углуб и ться в себя.
А льбом „А п а“ зап и сан „вж и ву ю ", без
н ал о ж ен и й — это в тради ц и ях „Е С М ".
О. Белов
Ludwig van Beethoven
String Quartets № 15, 16
Busch Quartet
A rkadia 78513
72:59
Н есм отря на продолж аю щ иеся по сей
ден ь споры среди лю б и телей к л ас си ч е -
ской м узы ки о сравни тельны х д о сто и н ст-
вах и н едостатках звуч ан и я тр ад и ц и о н -
ных грам пластинок и ком пакт-дисков, од-
но представляется бесспорны м : циф ровая
технология предоставляет и склю чи тель-
ные в о зм о ж н о сти для р естав р ац и и с т а -
рых записей. В этом м ож но ещ е раз у бе-
ди ться, прослуш ав лю бой из двадцати вы -
пущ енны х итальянской фирмой „Агкай1а"
ком пакт-дисков, на которы х с н ев ер о ят-
ной чистотой восп роизводятся ф онограм -
мы более чем п ят и д е с яти л е тн ей д а в н о -
сти, п редназн аченн ы е для пласти н ок на
78 оборотов в м инуту. К онечно, это зв у -
ч а н и е н е л ь зя н а з в а т ь б е зу п р е ч н ы м с
точки зрения наш их сегодняш них тр еб о -
ваний — некоторая потеря в сп ектре вы -
соких частот, видимо, н еи зб еж н а. О д н а-
ко важ н о другое: уж е п ракти чески ничто
не м еш ает полноценном у слуш ан и ю с а -
мих м узы кальны х произведений, зап и сан -
ных в осн овн ом на к о н ц е р т ах в 1 9 2 0 -
40-е гг. Т еперь помимо искуш енны х зна-
то ков-п роф есси он алов эти п ер еи здан и я
будут при влекать к себе сам ы х обы чны х
лю бителей м узы ки, особенно тех, кто тос-
кует по „п реж н и м славны м в р ем ен ам “ ,
когда м узы канты были „не то, что ны неш -
ни е“ .
Н е отн осясь к этой категории лю би те-
лей м узы ки, я все ж е до л ж ен при зн ать,
что ком пакт-диск с двум я сделанны м и в
Л ондоне записям и зн ам енитого С трун н о-
го к вар тета Б уш а п рои зводит, безу сл о в -
но, сильное в п ечатлен и е. З ап и сь послед-
него, 16-го к в ар т ет а Б е тх о в е н а (ф а м а -
ж о р , о р . 1 3 5 ), с д е л а н н а я 13 н о я б р я
1933 г., по техн и ческо м у кач еству ничем
не о т л и ч а ется от зап и си 15-го к в ар тета
(л я м инор, о р .1 3 2 ), осущ ествлен н ой 7 ок-
тябр я 1937 г. Р азве что м ож но отм ети ть
едва зам етн о е д ето н и р о ван и е (к а ж е тс я ,
так правильно н азы вается то, что при про-
слуш и ван и и грам п ласти н ок мы и м ен ова-
ли „ п л ав ан и ем зв у к а “ ) в тр етьей части
15-го квартета. В исполнении п р ославлен -
ного коллекти ва м агия вели колепного а н -
сам блевого м у зи ц и рован и я д е й ств и тел ь-
но зачар о вы вает. А ведь речь идет дал еко
не о сам ы х просты х сочи н ен и ях к л асси -
ка. Н е каж дом у исполни телю и с л у ш ате-
лю дан о п рон и кн уть в слож н ы й м ир об-
разов и чувств поздних сочин ени й Б е тх о -
вен а. О щ ущ ение сли тн ости четы рех ин-
с т р у м е н т о в . т о н ч а й ш е й в ы в е р е н н о с ти
всех д етал ей не п оки дает сл у ш а те л я на
п р о т я ж е н и и зв у ч а н и я о б о и х д о в о л ьн о
длительны х опусов. П ри этом отню дь не
происходит н и вели рован и я личн ости к а-
ж дого м узы кан та. Э то и сп олнение, на мой
взгляд, прекрасны й о б р азец ум ен и я а р ти -
с то в п р о я в л я т ь с о б с т в е н н о е „ я “ ч е р е з
с тр е м л е н и е к общ ей ц ели , н ам еч ен н о й
всем ансам блем .
Francesco Provenzale
Passione
Capella délia Pietà de’ Turchini,
A. Florio
O p u s 111 O P S 30-194
69:47
В ы несенное на обл о ж ку буклета н азва-
ние лиш ь о тчасти о т р аж ае т содерж ан и е
этого ди ска — второго и з сери и „С окро-
вищ а Н еап о л я". Его програм м а — неап о-
л и тан ск а я м узы ка на С трастн ую неделю
— с о сто и т из во кал ьн ы х и и н ст р у м ен -
тал ьн ы х п р о и звед ен и й тр ех ко м п о зи то -
ров XVII — н ачала XIX века. С реди них
н аи более и звестен (в основном как автор
о п е р ) Ф р а н ч е с к о П р о в е н ц а л е ( 1 6 2 4 -
1704). М ен ее зн аком публи ке Д ж ован н и
С альвато р е (ок. 1 6 1 0 -1 6 8 8 ). и у ж совсем
„н о во е“ им я — Д ж о в ан н и К арло К айло
(C a ilo ) (о к
1 6 5 5 -1 7 2 2 ). О т к р ы в а е т с я
д и ск ко м п о зи ц и ей „ S ta b a t M a te r“ а н о -
нимного автора.
Е д и н с т в е н н о е п р о и зв ед ен и е Ф . П ро-
в е н ц а л е на это м д и с к е — „ Д и а л о г на
С трасти для 5 голосов и скри п ок" (пред-
полож и тельн о 1650 года) — п ри надлеж ит
к ж а н р у д у х о вн о й кан таты . С ти х о тв о р -
ны й тек с т н еи звестн ого автора распреде-
лен м еж ду коротким и ари ям и , дуэтам и и
р ечи тати вам и , носящ им и очевидн о с вет-
ски й характер. Д ж . С альваторе п р едстав-
лен на диске четы рьм я вокальны м и и думя
и н струм ентальны м и ком пози циям и, ср е-
ди которы х есть и „ S tab a t M a ter". О д н а-
ко н аи больш ий и н терес, по-моему, пред-
с та в л я е т его п яти голосн ая „Л и тан и я Д е -
ве М а р и и ” . Ч то к асается С онаты для трех
скри п ок и органа и звестн ого в свое вре-
м я скр и п ача Д ж . К. К айло, то лю би тели
м узы ки и тальян ского барокко без труда
р асп озн аю т в этой совсем небольш ой ве-
щ и следы вл и ян и я крупнейш их м астеров
XVII сто л ети я — А р кан дж ело К орелли,
А лессан дро С к ар латти и др.
Э тот ком пакт-ди ск точно о твечает на-
м ерению его создателей : расш ирить наш и
п редставлен и я о м узы ке итальян ского б а -
рокко конца XVII — начала XVIII века.
П ри этом очен ь при ятн о отм ети ть вы со-
кий проф есси он альн ы й уровен ь м алои з-
в е с т н о го п ока к о л л е к т и в а и з Н е а п о л я
„C apella della P ie tà d e ’ T u rch in i“ (по н азв а-
нию одной из к он серватори й , в которой
рабо тал П р о в ен ц ал е) под руководством
ви олон чели ста и пи ан и ста А нтонио Ф ло-
рио. Его вокали сты и ин струм ен тали сты
полностью отвечаю т соврем енны м тр еб о -
ван иям , п редъявляем ы м разборчивы м и и
у ж е избалован н ы м и ны неш ним и слу ш а-
телям и . Х отелось бы особен но отм етить
т ен о р а Д ж у зе п п е де В и тто р и о , п р и н и -
м аю щ его у ч а с т и е в и с п о л н е н и и почти
всех вокальны х ком позиций, записанны х
на ди ске. Е сли на первом C D серии „С о-
АУДИО МАГАЗИН 5/1997
предыдущая страница 124 АудиоМагазин 1997 5 читать онлайн следующая страница 126 АудиоМагазин 1997 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст