МУЗЫКА
ной целостности, не равной сумме составляющих ее частей. Уже
сам музыкальный звук представляет собой весьма сложное и не
постигаемое рационально образование, первичную целостность
(об этом шла речь в моей статье «О загадках музыкального тем-
бра: от акустики к символике» в предыдущем номере журнала).
И
даже зафиксированная в нотных знаках партитура симфонии,
содержащая, казалось бы, все подробности музыкального тек-
ста, является, по сути, еще не музыкой, а лишь «моделью музы-
ки» (Ю. Раге). Собственно музыкой она становится лишь будучи
озвучена исполнителем: «Кто-то из музыкантов верно заметил,
что музыка содержится не в нотах, а между ними. Как перейти
от одного звука к другому, — какую громкость выбрать, акцен-
тировать ли начало звука и, вообще, какой должна быть атака
звука, нужна ли пауза между звуками (даже если она не обоз-
начена, как при игре стаккато), как изменить тембр при перехо-
де от звука к звуку — ничего этого в нотах не обозначается»11.
По существу, мы перешли к разговору о второй, интонацион-
но-процессуальной стороне музыкальной формы. Ю. Раге пишет
о том, что эта сторона во всех тончайших оттенках может быть
зафиксирована в осциллограммах, спектрограммах, таблицах,
графиках, и
называет такой аппаратно-акустический метод за-
писи полностью объективным. Вместе с тем, по мысли ученого,
осциллограммы, графики, таблицы, давая полное представление
обо всех деталях временного становления музыкального целого
в конкретном исполнительском прочтении, не позволяют цело-
стно охватить музыкальное произведение, составить о нем пред-
ставление, как по нотному тексту, «прочитать» его для после-
11
Ю. Н. Раге.
Принципы объективности и целостности в изучении музы-
кальных явлений. — В сб.: Взаимодействие искусств: методология, тео-
рия. гуманитарное образование. Астрахань, 1997, с. 32.
дующего исполнительского воплощения в реально звучащую му-
зыкальную форму.
Точность фиксации интонационной стороны музыкальной
формы средствами звукозаписи, как показывают экспертизы, все
же относительна. Для точной фиксации очень важны такие не
всегда выписанные в нотном тексте детали, как оттенки дина-
мики. тембровые изменения (подчас в пределах «внутренней»
тембровой палитры одного инструмента), тончайшие оттенки
ритмического интонирования того или иного мотива и
т. д. Если'
для исполнителя-профессионала или композитора ведущую роль
играет образ целого (он подсказывает решение отдельных про-
блем), то для слушателя-любителя, не знакомого ранее с произ-
ведением. становление музыкальной формы происходит, напро-
тив, от части к целому. Поэтому разрушение деталей, частно-
стей и
чревато разрушением смысла. Единство «кристалличе-
ской» и «процессуальной» сторон музыкальной формы, гармо-
ничное соответствие «свернутого», одномоментного, целостно-
го образа музыкального произведения его поэтапному «развер-
тыванию». становлению во всех деталях по собственным худо-
жественным законам составляет в идеале смысл любой музы-
кальной деятельности — композиторской, исполнительской, ис-
следовательской. педагогической, слушательской, а в последнее
время также и тех ее видов, которые связаны со звукотехникой.
«Движущийся образ вечности» (Платон), «то непреходящее, что
есть в преходящем» (И. Стоун), «древняя загадка музыки»
(Л. Мазель) продолжает манить к себе не аудиофилов и мелома-
нов, но
музыкантов
— разных вкусов, возрастов и профессий.
-----------------О
A u d i o
N o t e
делает системы по цене
$ 4 4 0 0 0 0
В
1973 году Хирояши Кондо решил возродить термин
.high fidelity" и стал одержим идеей воспроизведения
музыки — ее души и плоти.
Экстремальное проявление этой одержимости — усилитель
.Gaku-On“ — плод кропотливого ручного труда с серебряны-
ми проводами, пропущенными через алмазные волочильные
доски, который Хирояши делал самолично.
На это ушли месяцы, а цена готового продукта достигла 252-
500 долларов. (За первый квартал этого года было продано
три усилителя.)
Полная линейка .Audio Note", вклю-
чающая все компоненты и имеющая ни
с чем не сравнимое звучание, стоит
Ш
I
440 000 долларов.
Audio Note
доступен
и по цене
$ 4 6 2 0
Дух захватывает от таких цен и боль-
шинству это, конечно, не по карману.
Но есть выход. Все ключевые принципы
серии .Gaku-On" заложены даже в самой
доступной по цене аппаратуре .Audio
Note".
Интегрированный ламповый усилитель .Oto SE" — однотакт-
ный аппарат, работающий в чистом классе А. Вместо серебра
использована медь высокой пробы, а цена — 1995 долларов.
Добавьте к этому цифро-аналоговый преобразователь DAC1
за $1295 и пару АС .Model 1/L", тоже за $1295. плюс межблоч-
ные и акустические кабели за $110.
Остается добавить CD-транспорт — и лучшая аудиосистема
по доступной цене у вас в руках.
Audio Note UK
Audio Note USA
Audio Note Russia
Unit
C.
Peacock Est.
. 125-127 Davigdor Road. Hove. East Sussex. Tel 01273-220511
60 Hannan St. New York NY 10301. Tel. 212-304-8064
Москва, Мерзляковский пер, д. 13. "Патэфон». Тел.: (095) 203-1809
Москва. Еропкинский пер.
. 14. «ArtTec». Тел. (095) 291-4421
предыдущая страница 117 АудиоМагазин 1997 5 читать онлайн следующая страница 119 АудиоМагазин 1997 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст