МУЗЫКА
CD
лярской. Они проводились по традиционной анкетной методи-
ке, и одним из вопросов, предлагающихся испытуемым, был сле-
дующий: „Сколько времени длилось каждое отдельное испол-
нение пьесы? Выразить точно, в секундах“. В качестве объек-
та восприятия использовались три прелюдии Скрябина.
Экспериментатор резюмирует: „Ответы показывают чудовищ-
ную неправильность в оценке протекшего времени.
.. Так, для пер-
вого эксперимента крайние указанные величины —
30 минут
с
одной стороны, и
пять секунд
с другой". (Исполнялась Прелю-
дия Скрябина ор. 15 № 4 продолжительностью в 2 мин. 19 сек.)
Интересно, что такие контрасты не были случайностью: в двух
других экспериментах расхождения между максимальными и ми-
нимальными оценками длительности достигали отношения 1:70
— 1:100 (в первом случае — 1:360); помимо того, что во всех
трех экспериментах число испытуемых, преувеличивших про-
должительность исполнения, резко превышает число тех, кто
преуменьшил ее. .
..Удивительный разнобой временных оценок
обнаруживает некоторую упорядоченность: показания распада-
ются на три группы: одна с масштабом порядка
секунд,
другая
— порядка
минут,
третья — порядка
десятков минут.
..
Парадоксальность временной оценки превосходно сформули-
ровал У. Джеймс: „Вообще говоря, время, заполненное разно-
образными и интересными впечатлениями, кажется быстро про-
текающим, но протекши, представляется при воспоминании о
нем очень продолжительным. Наоборот, время, не заполненное
никакими впечатлениями, кажется длинным протекая, а протек-
ши, представляется коротким“»4.
Делая вывод, Г. Орлов так объясняет «неправильности», вы-
явленные в ходе опыта Беляевой-Экземплярской: «Средние по-
казатели (порядка минут) представляют собой более или менее
адекватную оценку объективной длительности исполнения и от-
носятся к феноменальному времени; подобная адекватность воз-
можна лишь при условии отвлечения от субъективно-качествен-
ных и ценностных суждений о восприятии звукового процесса,
при взгляде со стороны на феномен музыкального исполнения:
минимальные показатели (порядка секунд).
.. характеризуют ка-
*
Г. Орлов.
Временные характеристики музыкального опыта. — Веб.: Про-
блемы музыкального мышления. М.
. 1974. с. 282-283. — Во всех цитатах
настоящей статьи курсив принадлежит авторам цитируемых источников.
жущуюся длительность звукового процесса — кажущуюся чело-
веку, поглощенному переживанием его идеального плана;
максимальные показатели (порядка десятков минут) являют-
ся субъективной характеристикой насыщенности этого идеаль-
ного плана, смыслового объема восприятия музыки и, очевид-
но, относятся ко времени созерцания.
..»5.
«Неправильности» в оценке музыкального времени свойствен-
ны также композиторам, свидетельства чему приводятся в той
же работе: «Сообщая В. Рейху о своей работе над Второй канта- '
той, ор. 30, А. Веберн писал: „Продолжительность — полчаса“.
Закончив партитуру и тщательно проставив метронометриче-
ские указания, он отметил: „Длительность — 16 мин”. В реаль-
ном же исполнении Вторая кантата едва превышает 10 мин. Не-
сколько раньше он сообщал об оркестровых вариациях, ор. 30:
„Пьеса длится добрые четверть часа“, — в партитуре же значит-
ся: „Длительность —
Ч'/2
минут“: реальное же звучание (соот-
ветственно метронометрическим указаниям автора) — между 6
и 7 минутами.
Подобная аберрация чувства времени чрезвычайно показа-
тельна. Не зная, сколько времени займет реальное исполнение.
..
композитор оценивал вероятный хронометраж исходя из субъ-
ективного представления смыслового объема, плотности собы-
тий в своей музыке — и завышал цифры в два-три раза.
К аналогичному явлению И. Стравинский относился с боль-
шой сознательностью. „Я знаю. — говорил он. — что некоторые
разделы „Агона“ (балет И. Стравинского. —
В. С.)
содержат
втрое больше музыки на один и тот же отрезок времени.
чем другие мои вещи“. Очевидно, и здесь речь идет об утроен-
ной плотности событий»6.
Свертывание музыкального времени, одномоментное схваты-
вание целого — музыкального произведения, обладающего не-
коей абсолютной длительностью (например, классическая сим-
фония длится около 20 минут), эвристическое «озарение» зна-
комо и слушателям, и композиторам. Пример своих слушатель-
ских впечатлений приводит Уорнер Аллен в книге «Безвремен-
ный мир»: «Это было подобно вспышке молнии во время испол-
нения бетховенской Седьмой симфонии в триумфальной быст-
5 Там же, с. 283.
6 Там же, с. 281-282.
в
с
е
г
е
н
і
ї
а
л
ь
и
о
е
п
р
о
с
т
о
.
NAD
N A D 512 — Diapason D ’O r (Ф ранция) — «Л учш ий проигрыватель
ком пакт-дисков * *
*
N A D 515 — С 2 Ш 2 Л З (Великобритания) * * * * * ноябрь 1996
Stereophile ( С Ш А ). «Рекомендованный ком
понент ». апрель 1997
N A D 801 — Е 2 П Е 2 Ю (Великобритания) — «Лучш ие — в своем
це-
новом диапазоне» октябрь 1995
614 — Щ -Р1&Мив1с (Россия) «Рекомендуемая модель»
ию нь 1997
N A D 616 —
(Великобритания) * * * * * «Л учш ая в но-
минации»
l.ii’Ai: g.d A w ard s 1996 (Великобритания) «Рекомен-
Проигрыватель компакт-дисков NAI) 515
Можно ли употребить термин «Hi-End»,
говоря о проигрывателе компакт-дисков
стоимостью 450 $? Если этот проигрыва-
тель NAD 515, то абсолютно.
Stereophile. Robert H arley — С Ш А . март 1997
Интегрированный усилитель NAD 310
«Эта волшебная шкатулка очень функци-
ональна и сочетает в себе искусное тех-
ническое исполнение н задор молодос-ти.
Это подарок для Вашего бюджета, и мы
дружно
присудили
NAD
310
звание
♦ Лучшая покупка« и рекомендуем Вам
этот аппарат от чистого сердца*.
H i-Fi Choice. «Лучш ая покупка• Великобрит ания
дуемая модель»
N A D .314 — I'-ii'A«:.:.'] (Великобритания) * * * * * июль 1996
Stereophile ( С Ш А ) «Рекомендованный ком -
понент». октябрь 1996
H i F i& M u sic ( Россия)
«Рекомендуемая мо-
дель»,
яшшрь 1997
N A D 310 — I'ffn Г Г .
.M usic» (Россия) «Л учш ая покупка»
N A D 412 — П 2 Е Ш 2 3 (Великобритания) * * * * * . май^ Д Е
A w ard s 1996 (Великобритания),
♦ Л учш ая п окупка*
Аудио-видео ресивер NAD 716
NAD 716 выигрывает просто благодаря
концентрации на разработке схемотех-
ники, позволяющей сократить путь про-
хождения аналогового сигнала и созда-
вать реальное трехмерное звуковое поле,
и все это по очень доступной цене.
Конечный результат — очень мощный и
терпимый к акустике чрезвычайно гиб-
кий усилитель.
Н от е E n te rta in m e n t A w ards окт ябрь 1995
HTTP:/'www.nad.co.uk
О ф иц и ал ьн ы й э к с к л ю зи в н ы й д истр и б ью то р N A D н а те р р и то р и и С Н Г и с тр ан Б ал ти н .
П р и гл аш а е м к сотрудн ичеству дилеров.
Московский офис:
Москва, Остоженка 37/3, тел. (095) 956-1536, 291-5086: 291-5871, E-mail: [email protected]
Комната прослушивания, консультации специалистов.
Балтийские офисы:
Рига. Дзирнаву 87/89, тел. 370-7-285831/284694: Вильнюс. Жвею 28-12, тел. 370-9-931731/2-623596
Киевский офис:
Киев, б-р Дружбы Народов 13, тел. (044) 269-2176
Розничных покупателей просим обращаться в ближайший Центр по продаже аудиоаппаратуры в Нашем городе
или звонить по справочным телефонам в Москве: (095) 956-1536, 291-5086. 291-5871
предыдущая страница 115 АудиоМагазин 1997 5 читать онлайн следующая страница 117 АудиоМагазин 1997 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст