ше его номинальной величины, то ста-
новится ясно, что в реальности для со-
хранения режима „чистого класса А“
нужен очень большой ток покоя.
Когда тока покоя для работы на ре-
альную нагрузку уже не хватает, уси-
лительный каскад входит в режим от-
сечки. В случае однотактного выходно-
го каскада это приводит к резкому воз-
растанию искажений, в результате чего
максимальная выходная мощность
оказывается довольно небольшой.
Если выходной каскад двухтактный,
то он с этого момента переходит в ре-
жим АВ, и выходная мощность продол-
жает увеличиваться. При этом, во вся-
ком случае у транзисторного усилите-
ля, скачком увеличивается его выход-
ное сопротивление, так как вместо двух
параллельно работающих плеч остает-
ся работать одно. Соответственно, с
этой точки немного меняется и коэффи-
циент передачи усилителя на нагрузку,
что приводит к увеличению искаже-
ний. В некоторых случаях усилитель
специально проектируется для работы
в „частичном классе А" (или в „глубо-
ком АВ“), при этом большую часть вре-
мени он находится в классе А, перехо-
дя в АВ только при сильных сигналах.
Работающий в классе А усилитель
имеет большое, не зависящее от на-
личия и величины сигнала энергопо-
требление, его КПД даже на полном
сигнале существенно меньше теоре-
тически предельной величины 50%, и,
следовательно, усилитель рассеивает в
виде тепла большую мощность.
Теперь обратимся к наиболее распро-
страненному в двухтактных выходных
каскадах режиму класса АВ. В этом ре-
жиме ток покоя обычно выбирается от-
носительно небольшим и при этом оп-
тимизированным. Стараются добиться
наибольшей линейности начального
участка суммарной вольт-амперной ха-
рактеристики обоих параллельно рабо-
тающих на этом участке плеч усилите-
ля.
В случае использования ламп сих до-
вольно плавно меняющимися на этом
начальном участке характеристиками
получить хорошее сопряжение оказы-
вается несколько проще, но ток покоя
получается довольно большим.
В случае использования биполярных
транзисторов, у которых вольт-амнер-
ные характеристики имеют резкий пе-
региб и сильную температурную зави-
симость, достичь хорошего и стабиль-
ного сопряжения начальных участков
сложно. Под действием звукового сиг-
нала температура р-л-переходов тран-
зисторов непрерывно меняется, а систе-
мы термостабилизации тока покоя уси-
лителей инерционны. В результате по-
является его флуктуация около опти-
мального значения с соответствующим
увеличением искажений.
Главное достоинство класса АВ —
довольно большой КПД, фактически
около 50% на полном сигнале. При
этом с уменьшением величины выход-
ного сигнала уменьшается и потребляе-
мая мощность. Минимальное потребле-
ние зависит от величины тока покоя.
Второе достоинство — класс АВ дает
возможность получения очень большой
выходной мощности, достигающей у
транзисторных усилителей несколь-
ких киловатт.
Усилия разработчиков транзистор-
ных усилителей направлены на поиск
технических решений, исправляющих
присущие этим основным режимам ра-
боты недостатки, то есть на уменьше-
ние искажений в области нуль-перехо-
да сигнала, характерных для класса
АВ, и увеличение экономичности ре-
жима класса А.
В первом случае стараются удержать
транзисторы неработающего плеча уси-
лителя от полного запирания путем ди-
намического управления его смещени-
ем (так называемый режим „Super А“
и аналогичные) или создать схемотех-
ническую структуру, сглаживающую
начальный, наиболее нелинейный уча-
сток вольт-амперной характеристики
биполярных транзисторов.
Во втором случае улучшение эконо-
мичности класса А достигается путем
введения динамического управления
током покоя усилителя, при котором
этот ток увеличивается с увеличением
уровня сигнала, исключая запирание
транзисторов.
Существуют усилители, в которых
каждый канал состоит как бы из двух
отдельных последовательно или парал-
лельно соединенных усилителей, один
из которых работает в режиме класса
А и обеспечивает минимальные иска-
жения, другой — в режиме класса АВ
и В и „отвечает“ за выходную мощность
всего усилителя.
Встречаются также усилители с ди-
намическим, непрерывным или ключе-
вым (двух-трехуровневым) управлени-
ем напряжением питания оконечного
каскада, что позволяет существенно по-
высить эксплуатационный КПД усили-
теля.
Творческой фантазии нет предела, и
описать здесь даже кратко все сущест-
вующие принципы построения усили-
телей не представляется возможным.
В конце хочу сказать, что прямой
связи между режимом работы того или
иного усилителя и качеством его зву-
чания нет. Все зависит от искусства
разработчика, и выбор того или иного
технического решения — целиком его
дело, он отвечает за результат.
©
С. Куниловский
Высококачественные компоненты
High End Audio и Home Theater
производства США.
Приглашаем к сотрудничеству дилеров
информация по тел. (095) 245-7393.
факс 248-3352
Пурпурный Легион - эксклюзивный
дистрибьютор продукции фирм:
AION ACARIAN SYSTEMS ASC.
AUDIO CONTROL AUDIO RESEARCH.
В & K C E C GENESIS GRADC
GRAHAM
.
KlIPSCH KIMBER KABLE ILLUMINATI
KRELL
MAGNEPAN MANLEY McCCRMAO
C M
MICHAEL GREEN DESIGN ROOMTJNE)
PARASOUND RUNCO SONIC FRONTIERS
TICE
VANDERSTEEN.
VPI.
WESTLAKE
дилер
KOSS.
TEAC
Более 50-ти лет назад Klipsch
создали первую
рупорную
акустическую
систему.
До сегодняшнего
фирма
лидирует в производстве оупорной
акустики с
высокой
чувствительностью.
Фирмой по-прежнему управляет семья
Клипш. все
модели акустики
1
И
0
из
8
Сдятся в США. а’иены остаются
__ьными.
Альтернативы Klipsch
в данном иеновом диапазоне
не
существует.
____
_ Серия Tower
f
Ш
KLP-400
F
95 А6 8 Ом
до 150
Вт в
пиках
В
продаже
новые модели
акустики KLIPSCH
Р озн и чн ая п р о д аж а
МОСКВА
сеть магазинов ПУРПУРНЫЙ ЛЕГИОН
(0951 495-7351. 495-73Є2
Салон Я.А. в ул Героев Панфиловцев
а 20 к 403 !095‘ 946-5266
Салон АУДИО ЛАИН
1
-й Смоленский пар д. 24 1095)241-5800
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
салон ИМПЕРИЯ ЗВУКА (812> 183ЄХО Пр Стачек 47
НИЖНИЙ НОВГОРОД
8312' 33-56-55 у- 5
: ^
г'ХС»>л '5
1
АЛМА-АТА
Ч^ргЛГикЕВРСГД Ґ3272.6А7300 -К* Сак«* 2. д 71
ТУЛА
Сагой Электр»»«« .'Лады уя Советуя д 47 5 этак
ЕКАТЕРИНБУРГ
Фс*с НАДЕЖДА упП Лумум?* л 36 (3432) 22-2137
Серия
Legend
KLF-30
I l6 Вт м 8 Ом
В00 Вт в пикач
АУДИО МАГАЗИН 4/1997
предыдущая страница 114 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн следующая страница 116 АудиоМагазин 1997 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст