СДЕЛАЙ
САМ
тор (при „молчащем“ усилителе) —
греются, родные? Лучше
всего тем, у кого есть тестер или хотя бы амперметр на 0,5-
1 А —
„врубил“ прибор в нужной полярности между средним
выводом любого из оконечных транзисторов и соответствую-
щей точкой платы — и наблюдай за 1(| воочию. Возможно, до-
браться до оптимальных 60-100 мА не удастся, даже поста-
вив указанные резисторы на максимум сопротивления. Не
беда — раз пошла такая.
.. работа, можно заменить постоян-
ные резисторы (11251, 11252), включенные последовательно с
подстроечными (в моем усилителе сейчас стоят резисторы но-
миналом 47 кОм). Бояться перегрева выходных транзисторов
не стоит: при не очень массивном теплоотводящем радиаторе
усилитель оснащен эффективной схемой термостабилизации,
которая будет хорошо „держать“ ток покоя в указанных пре-
делах при любой штатной нагрузке, а нагрев усилителя будет
мало зависеть от развиваемой мощности (во всяком случае, на
радиаторе можно будет держать руку продолжительное вре-
мя). Что касается звучания усилителя, ожидания вполне
оправдываются —
даже такой небольшой сдвиг режима вы-
ходных каскадов в сторону класса АВ придаст ему больше мяг-
кости, „интеллигентности“ (даже, да простят меня „хай-энд“-
пуристы, „ламповости“).
Ну вот, с бедным усилителем, кажется, сделано все, что в
наших скромных силах (и, заметьте, при почти нулевых за-
тратах). Эффект же охватывает практически все мыслимые
достоинства Ы-й-звука. Или почти все?
5.
Последний совет для тех, кто еще не полностью изжил
слабость к частотной характеристике, несколько превышаю-
щей по „яркости“ каноны
английского звука.
Как ни ругательно звучит это слово для наших наиболее
„продвинутых" коллег, речь идет о тонкомпенсации. В конце
концов, это дело вкуса (и предпочитаемой громкости прослу-
шивания, и особенностей акустики, и помещения, и источни-
ков сигнала, и т. д. и т. п.). Так или иначе, можно не сомне-
ваться, что многие обладатели „400-го“ по крайней мере мыс-
ленно поблагодарят его создателей за то, что в аппарате уста-
новлен двойной переменный резистор регулятора громкости
с отводами для схемы тонкомпенсации, хотя в данной модели
такой схемы и нет. Более того, соответствующие выводы впая-
ны в печатную плату, так что не составляет труда подпаять
между ними и „землей“ БС-цепи низкочастотной коррекции
(С=0,1 мкФ, 11=2-12 кОм. по вкусу: чем меньше сопротивле-
ние, тем заметнее подъем АЧХ к низким частотам). Ежели,
паче чаяния, кому-то недостает еще и „высоких“ —
добавьте
между отводами и входными контактами РГ по конденсатору
90-150 пФ (во избежание заметного частотного разбаланса ем-
кости лучше подобрать с точностью до 5%). Выше емкость —
слышнее „скрип“ или „звон“ (это как вам больше нравится).
А по мнению автора, это уж действительно лишнее — „400-й“,
даже и не подвергнутый доработке, не заслуживает подобной
„коррекции“ звучания.
На этом фантазия автора иссякает (пока), и он желает всем
своим последователям, если таковые найдутся, больших твор-
ческих успехов и многих лет аудионаслаждения с моделью
„А-400Х+“!
В. Афонин, Монино, Моек. обл.
Некоторые замечания, касающиеся письма В. Н. Афонина
1) . К пункту 3 примечания 1.
Войлок лучше применять натуральный (шерстяной). Обычный по-
ролон пузырьковой структуры не годится, так как он обладает малы-
ми потерями —
плохо поглощает звуковую энергию. Для целей зву-
копоглощения выпускаются специальные панели „дырчатой" струк-
туры „Бопех“. В литературе для любителей иногда встречалась реко-
мендация: чтобы поролон (пенополиуретан) сделать пригодным для
акустических целей, нужно по нему походить, то есть некоторое вре-
мя использовать в качестве коврика.
2) . К пункту 2.
Так как наши сетевые вилки двухконтактные (без гнезда „земли"),
следует пометить на розетке „фазу“ и „ноль“ и обращать внимание на
правильность фазировкн при включении. На фирменной вилке уси-
лителя должны стоять обозначения „F“ —
фаза и „N“ - нулевой кон-
такт. Соблюдение полярности обеспечивает не только вашу безопас-
ность, но и лучшее звучание, большую четкость стереопанорамы.
Ленточные провода по сравнению с круглыми обладают, как пра-
вило, лучшими электрическими свойствами - разумеется, при про-
чих равных условиях (материал проводника, его структура и т. и.). Су-
щественно влияют на звук также припой, флюсы и технология пайки.
Провода к АС, припаянные к разъемам, обычно дают худшее звуча-
ние, чем впрессованные под большим давлением или сильно зажатые
под винтовые клеммы с родиевым или золотым покрытием.
Конфигурация монтажа усилителя тоже играет большую роль: нуж-
но избегать параллельного разнесенного монтажа - образующиеся при
этом „контуры" и „рамки“ ловят электрические ноля, наводящие па-
разитные токи. Все это приводит к „размыванию“ и смягчению звука,
а иногда к появлению фона, шумов и к неустойчивости усилителя.
3) . К пункту 3.
Крутые перегибы структурированных проводников и кабелей не-
допустимы. Жесткая изоляция хороших звуковых кабелей часто за-
щищает их от нечаянных изгибов.
J734 и J736—
это микроиндуктивности (дроссели), защищающие
усилитель от реактивности нагрузки и вредного влияния переходных
процессов. Действительно, повышая надежность усилителя, эти дрос-
сели могут ухудшить звучание.
Сейчас, когда выразительности звучания придается все большее
значение, в престижных усилителях защитные дроссели не ставят (на-
пример, в усилителях фирм „NVA“, „Exposure“ и др.). То же касается и
входного защитного реле перегрузки.
Экранирование проводов также небезразлично для звука, поэтому
применять его следует лишь при необходимости, а не па всякий слу-
чай.
Величина тока покоя не связана однозначно с мощностью усилите-
ля. Исходя из характеристик большинства транзисторов, оптималь-
ный с точки зрения нелинейных искажений и качества звука ток по-
коя лежит в пределах от 30 до 50 мА. Что же касается класса А, то это
другой схемный подход, дело не только в рассеивании тепла. И дале-
ко не все усилители класса А выигрывают по звучанию у традицион-
ных, вдумчиво спроектированных усилителей класса АВ.
Действительно, увеличение тока покоя может вызвать субъектив-
ное ощущении большей комфортности звучания за счет его сглажен-
ности. „зализанности“. А постоянная ласковость звука - это потеря
эмоций, музыкальности.
4) . К пункту 5.
Делать тонкомпенсацию с помощью простой RC-коррекцин —
оп-
рометчивый шаг. Возникнет фазовый сдвиг, разрушающий временные
соотношения обертонов (гармоник) в звучании музыкальных инст-
рументов нижнего регистра. Размажется атака звука: шинки контра-
баса. пассажи рояля; рыхлым станет звук литавр и т. п.
В заключение хочу сказать, что Ваши усилия похвальны, а мысль
богата и плодотворна. Мелкие замечания, высказанные мною, отнюдь
не умаляют тех достоинств, которые приобрел усилитель в результа-
те Вашей кропотливой работы. Дальнейших Вам успехов и неукроти-
мого полета фантазии на технически оптимальном уровне.
©
В.
Зуев
Я рискнул провести две модификации, предложенные г-ном Афо-
ниным. тем более что гарантийный срок моего усилителя благополуч-
но истек.
Сам я всегда пользовался самым обычным „компьютерным“ сете-
вым проводом, хотя никому этого не рекомендовал. Достав из короб-
ки провод с английской вилкой, я решительно купировал ее и поста-
вил отечественную. Значимых изменений в звучании своего тракта я
не обнаружил, но все же звук немного улучшился, как будто снизился
общий уровень шума и стало легче следить за музыкальными линия-
ми на уровне pianissimo и ниже.
Когда же я переключил один из проводов, идущих к первичной об-
мотке трансформатора электропитания, то заметил довольно резкое
улучшение звука. Бас прибавился и в количестве, и в качестве! К но-
вой броскости звучания пришлось отнестись с осторожностью: почти
все модификации меняют звучание, но длительное прослушивание по-
казывает, что не всегда в лучшую сторону. Однако эта модификация
„Pioneer A-400X“ не нанесла ущерба столь ценимой мной эмоциональ-
ности и открытости звучания усилителя, напротив, обогатила его.
©
С. Таранов
АУДИО МАГАЗИН 2/1997
115
предыдущая страница 116 АудиоМагазин 1997 2 читать онлайн следующая страница 118 АудиоМагазин 1997 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст