СДЕЛАЙ
САМ
ный маршрут распайки удобно прозвонить тестером, но мож-
но отследить и визуально по печатным проводникам и самим
„ленточкам“.
Принцип монтажа дополнительных проводников питания
простой: хороший контакт как можно ближе к соответствую-
щим элементам схемы — „нулевому“ отводу вторичной обмот-
ки трансформатора (GND), выходам (+В/-В) блока питания,
выводам (+/-) электролитических конденсаторов 10 000 мкФ,
электродам выходных транзисторов. Не забудьте продубли-
ровать узенькую „земляную“ дорожку печатной платы, веду-
щую к выходным каскадам (общей точке диодов D301, D302).
Может быть, „навесной монтаж“ получится не очень эстетич-
ным, но ведь не это главное для истинного звуколюба: тща-
тельно проверьте правильность монтажа, отсутствие корот-
ких замыканий и надежность паек и скорее включайте уси-
литель. Если ваш тракт обладает хотя бы средним разреше-
нием , вы не узнаете его звучания, как будто в его „мотор“ вдох-
нули новые силы (или, по крайней мере, полностью заменили
блок питания) — откуда только взялись эти мощь и глубина
стереокартины, еще более возросшие детальность, слажен-
ность и „скорость“?!
Но это только начало.
3.
Переходите к замене выходных проводников (от оконеч-
ных каскадов к выходным разъемам). Лучше всего, наверное,
воспользоваться специальным кабелем „Kimber Kable“ или
аналогичным ему для внутренней разводки АС, однако боль-
шинству умельцев до-
ступен в лучшем случае
обычный колоночный
кабель вроде тех же „Ja-
rno“, „Monster“ etc. Глав-
ное, чтобы кабель мож-
но было а) гнуть и б) па-
ять (в этом смысле люби-
мая изготовителями бес-
кислородная
медь —
чистое наказание: авто-
ру пришлось в этом убе-
диться, когда он пытал-
ся обуздать „Powerline 2
Plus“, имеющий к тому
же весьма хитрую внут-
реннюю конструкцию с
изолированным басо-
вым проводником). Хо-
рошо бы также, чтобы
кабель
звучал
(хотя лю-
бой колоночный провод должен, по крайней мере в теории,
звучать лучше любого сетевого и тем более тонюсенького лен-
точного). Короче, здесь открывается вожделенное поле для
экспериментов — и поверьте, они будут стоить потраченного
времени, хотя априори трудно представить себе, чтобы какие-
то несколько сантиметров провода могли повлиять на „музы-
кальный характер“ сложного электронного устройства. При
удачном подборе кабеля вы услышите, что усилитель запел
еще более чистым, ясным и „конкретным“ голосом, а ваша,
выражаясь принятым теперь языком, эмоциональная вовле-
ченность приблизилась к опасной черте.
Сам принцип установки выходных кабелей тот же, что и для
проводов питания: ничего не отпаивать, а снять сигнал с наи-
более выгодной точки схемы (например, с соответствующих
выводов элементов J734, J736 —
это такие красивые желтые
спиральки, судя по всему, проволочные резисторы в цепях вы-
ходных транзисторов) и подать кратчайшим путем на выход.
„Землю“ можно снять рядом —
опять же с общей точки дио-
дов D301, D302 либо с электролитов фильтра. Рискуя прогне-
вить специалистов по технике безопасности, предложу дерз-
кий вариант — „обойти“ имеющееся в схеме реле (оно обеспе-
чивает задержку подключения АС при включении сетевого пи-
тания и отключение АС при срабатывании электронной защи-
ты усилителя) и подать сигнал напрямую на выходные разъе-
мы. Как показали измерения, амплитуда импульсов постоян-
ного тока при включении/выключении усилителя невелика
(единицы вольт), они почти не прослушиваются и не могут по-
вредить колонкам, выдерживающим подводимую мощность
хотя бы в 10 Вт. Аварийных ситуаций — перегрузок, корот-
ких замыканий и т. п. —
при аккуратной эксплуатации уси-
лителя вполне можно избежать, а размагничивающим эффек-
том токовых бросков придется пренебречь. Выигрыш же „по
звуку“ несомненный. Можно подстраховаться и использовать
для нового выхода (назовите его „direct output“ — звучит?)
верхнюю пару выходных клемм, а нижнюю оставить для
штатного подключения АС через реле — правда, придется пе-
рекусить две стальные пластинки, соединяющие верхние сиг-
нальные клеммы с нижними. Любителям экспериментов мож-
но порекомендовать также произвести экранирование вновь
смонтированных звуковых кабелей (не зря ведь даже эконо-
мичная фирма-изготовитель не пожалела меди и обернула ею
выходную „ленточку“ усилителя). Экраны лучше электриче-
ски соединить с металлическим корпусом усилителя в той же
точке, где к нему припаян „земляной“ (зеленый) проводник
трехжильного сетевого ввода.
4.
Теперь — для самых смелых и умелых, которые знают,
что такое ток покоя выходных транзисторов (Iu), могут его по-
мерить и отрегулировать. Остальным попробуем объяснить,
что это примерно то же,
что и ток, „потребляе-
мый“ данным каналом
усилителя при отсутствии
входного сигнала: чем
больше значение 10, тем
активнее усилитель выде-
ляет тепло и тем точнее
при этом воспроизводит
исходный музыкальный
сигнал, особенно нюансы
низкого уровня и высшие
гармоники, то есть при-
ближается к заветному —
на сегодняшний день —
звучанию класса А.
На крамольную идею
проверить и при необхо-
димости подстроить ре-
жим выходных каскадов
автора навел тот подозри-
тельный факт, что при работе аппарат практически не нагре-
вался, разве только после продолжительной эксплуатации с
максимальной, то есть практически невыносимой громко-
стью. И правда, замеры показали, что в обоих каналах усили-
теля на заводе установили значение 10, весьма близкое к ну-
лю (единицы миллиампер)3. Конечно, экономичность — это
хорошо, и в ультралинейность мощных транзисторов
„Toshiba“ можно поверить, и в то, что „Pioneer“ подбирает их
в пары, но какой аудиофил упустит возможность сравнить зву-
чание усилителя в разных режимах? Тем более что, будучи
воспитанными на „самоделках“ из прежнего журнала „Ра-
дио“, мы не забыли, что ток покоя не должен быть меньше
40 мА даже для усилителя мощностью ватт в 10-20, не гово-
ря уже о 50-70-ваттном.
Итак, вперед: отыскиваем на плате подстроечные резисто-
ры VR201 и VR202 (рядом с ними, словно специально для та-
ких, как мы, подписано: „Bias ADJ“ — трогательная забота).
Для начала осторожно узенькой отверткой поворачиваем
движки по часовой стрелке и тут же начинаем щупать радиа-
3 Возможно, мне достался нетипичный экземпляр усилителя (заво-
дской серийный номер РС 9505316С).
114
АУДИО МАГАЗИН 2/1997
предыдущая страница 115 АудиоМагазин 1997 2 читать онлайн следующая страница 117 АудиоМагазин 1997 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст