с —
Тонарм “SME 309” ($1290)
Технические параметры по данным производителя
Рабочая длина тонарма
232,2 мм
Установочная база
213,4 мм
Расстояние между отверстиями для крепления головки звукоснимателя
12,7 мм
Эффективная масса
9,5 г
Пределы регулировки баланса головок звукоснимателя
6 -1 7 г
Пределы регулировки прижимной силы (при минимальной массе головки)
0-2,5 г
Максимальная угловая погрешность
0,013 градус/мм
Радиусы нулевой угловой погрешности
63,62 мм; 119,46 мм
Масса тонарма
717 г
1. Шасси
это монолитный диск
диаметром 340 мм. толщиной 40 мм и
массой 12 кг, изготовленный из мягко-
го сплава с высоким декрементом за-
тухания звуковых колебаний. Снизу к
нему крепится с помощью рычага под-
ставка для тонарма. В центре шасси
запрессовано гнездо прецизионного
опорного подшипника диска.
Под-
шипник изготовлен из тидорфолона -
компаунда, состоявши) из ванадия,
феррита, тефлона и гитана. Такой ви-
негрет обеспечивает безотказную ра-
боту в течение десяти и более лет.
Шасси опирается на три регулируе-
мых конусных опоры.
2. Диск диаметром 310 мм, толщи-
ной 50 мм н массой 11
кг изготовлен
из
мягкого
алюминиевого
сплава.
Сверху на него укладывается фетро-
вый мат, снизу нанесено демпфирую-
щее покрытие.
3. Мотор массой 3 кг, синхронный,
с электронной стабилизацией скоро-
сти, опирается на 4 резиновых амор-
тизатора.
4. Выносной блок питания “Alpha”
массой I ,6 кг.
5.
Прецизионный
тонарм
“S M E
309”. Фирма рекомендует также ис-
пользовать тонармы "Rega RB300”,
“R 15600". "RB900".
Модули в определенном порядке уста-
навливаются на какой-либо площадке
.достаточного размера. Это может быть
стол или полка аппаратурной стойки,
способная без деформации выдержать
вес в 30 кг.
Сборка производится в следующей
последовательности. С начала уста-
навливается шасси. Затем диск плав-
но опускается своей осью в гнездо
шасси. После этого можно установить
тонарм и в последнюю очередь мотор
и выносной блок питания. Мотор ре-
комендуется устанавливать на рассто-
янии 20 30 см от шасси. На диск и на
шкив мо тора надевается насси к из
обычной прочной нитки — п проигры-
ватель почти готов. Осталось только
установить в съемный шелл тонарма
головку звукоснимателя, отъюстиро-
вать сам тонарм, подключить блок пи-
тания к мотору, а звуковой кабель то-
нарма
к фонокорректору. Правда,
это “почти" может занять пару часов.
Не буду вдаваться в детали, так как
все Процедуры подробно и доходчиво
описаны в инструкциях к проигрыва-
телю и к тонарму.
Технические параметры, приведен-
ные в инструкции, более чем лаконич-
ны. Указано лишь, что имеется две ско-
рости вращения диска
33 ' / ;) об/мин
н 45 об/мин, напряжение питания от
электросети 230 В. Имеются варианты
комплектации с 2- и 3-моториымн
приводами, в блоке питания есть три
выхода
для
подключения
таких
систем.
Стоимость проигрывателя “Acous-
tic Signature Final Tool” без тонарма
2500 долларов.
Английская компания “S M E ”, вы-
пускающая тонармы, не нуждается в
дополнительном представлении. Са-
мые престижные фирмы мира, изго-
тавливающие проигрыватели, охотно
оснащают их тонармами “S M E ”, име-
ющими многолетний непререкаемый
авторитет.
Тонарм “S M E 309" имеет прямую
трубку переменного сечения и на коп-
не ее съемный шелл с фиксированны-
ми отверстиями для установки голо-
вки. Отверстия расположены с учетом
угла коррекции. У большинства же то-
нармов вместо отверстий сделаны
продольные прорези, позволяющие
легко и просто но шаблону юстиро-
вать головку, двигая ее вдоль них и из-
меняя таким образом установочную
базу тонарма. В нашем случае устано-
вочная база регулируется путем пере-
мещения его основания.
Второй особенностью является не-
симметричный противовес с центром
массы, смещенным
ниже продоль-
ной оси трубки, это способствует бо-
лее устойчивому, надежному контакту
иглы с фонограммой.
И, пожалуй, самое ценное свойст-
во
исключительно малое трение в
подшипниках как в вертикальной, так
и в горизонтальной плоскости.
Прижимная сила регулируется спе-
циальной отверткой, а поскольку гра-
дуированной шкалы нет, то приходит-
ся считать обороты отвертки: один
оборот — полграмма. Этот маленький
дискомфорт можно легко простить на
фоне главных достоинств конструк-
ции тонарма.
Некоторые особенности
контрольного тракта
Концепции разработчиков проиг-
рывателя, его конструкция,
техно-
логия изготовления и применяемые
материалы серьезно заинтересовали
нас. и поэтому решено было провести
эффе кти вну
Ю
И рн Д11 рч и ву ю 3
КС
и ер-
тизу при усложненных
невыгодных
сочетаниях компонентов звукового
тракта.
1. Проигрыватель был установлен
на обычном столе рядом с акустиче-
ским и с истемамн.
2. Для проверки устойчивости к аку-
стической обратной связи, бытовым
вибрациям и к другим внешним меха-
ническим воздействиям использова-
лись головка с высокой динамической
гибкостью и большой массой “Audio
Technica АТ 20Sla” и головка с высо-
кой динамической гибкостью и сред-
ней массой “Stanton 981 HZ M k IIS".
3. Параллельно проводилось кон-
трольное прослушивание на проиг-
рывателе “Thorens T D -320 M k III" с
упругим подвесом шасси.
4. Для основной оценки качества
звучания но эмоциональному воздей-
ствию исполнительского мастерства и
аналитической фактуре музыкальных
произведеннй применялась головка
“Karat 17D2 M k И". Более подробно
этот вариант экспертизы изложен в
статье, посвященной тестированию
“Dvnavector Karat I7D 2 M k II".
5. В контрольном тракте использо-
вались усилители со встроенными фо-
иокорректорамн М М -М С “Holfi In-
tegra 8", “Meracus Intrare”; ламповый
фонокорректор “Dynaco PAS-4” с внеш-
ним трансформатором “M C Step-up
S A T -1000";
акустические
системы
“Triangle Zephyr xs”, электростатиче-
ские и изодинамическне наушники.
Качество звучания
Если головка звукоснимателя
сердце проигрывателя, то тонарм -
его мозг. Как разделить их функции,
представить звуковой портрет проиг-
рывателя, выделить свойства, непо-
средственно влияющие на его зву-
чание? И вот мы снова ( “AM " № 3
(38 ) 2001. с. 107) должны решать это
одно уравнение с двумя неизвестны-
ми. Правда, априорно веря в высокое
качество проигрывателя, в предшест-
вующей экспертизе мы отнесли мно-
гие достоинства его звучания к заслу-
гам головки "Dynavector Karat 17D2
M k II".
4-2
АуаиоМ
їігалин
4/200}
предыдущая страница 43 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн следующая страница 45 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст