только аудиофилы-экстрасенсы с ин-
женерным уклоном. Но такое сочета-
ние маловероятно. Может, | кто-то уже
имеет'I опыт, сталкивался с этим и ла-
ет рекомендации? Ведь главное
это
не объяснить глубинные процессы,
надо
просто
научиться
управлять
[пмн| п использовать себе во благо.
А. Костин, Москва
Уважаемый Bei
11
тмин Михайлович!
Последовал Вашему совету, за что и
выражаю Вам свою признательность.
Взяв в “Audiophile Concept" MC-голо-
вку “Benz Micro MC Silver”, убедился
в том, что она переигрывает (со значи-
тельным
отрывом)
“Stanton
881",
“Gratlo Gold”, “Audio Note IQ2” (при-
чем мне предоставили новую голов-
ку на выходные под залог, с правом
возврата). Она одинаково хороша как
для
ранних
LP
(Е.
Мранннскпй,
1952 -53 годов.
Pink Floyd,
1973 и
1975). так и для современных (Page &
Plant, 1998). Единственный недоста-
ток
громче “песок” на ЕР 50- 60-х
годов.
Ваш последний тест головок звуко-
снимателя (“AM” № 1
(36) 2001) под-
тверждает это. Мне было бы интерес-
но узнать Ваше мнение о другой голо-
вке из линейки “Sumico"
“Blue Point
•Special”. He могли бы Вы высказать
свое мнение о звучании этой модели и,
в частности, сравнить ее с “Benz Micro
Glider 112” (я планировал при отсутст-
вии "Blue Point Special” перейти далее
па
нее
в
тракте
“Thorens
320”—
"Deusen DM-10”
“Epos 14”). Самое
главное,
насколько
головка
“Blue
Point Special" критична к величине
входного импеданса 47 кОм (фоно-
корректор “Densen DP-01”) в случае
невозможности его регулировки. Не
могли бы Вы предложить простую
схему регулировки величины вход-
ного импеданса (для изготовления
в домашних условиях), с помощью
которой, опустившись с 47 кОм до
2000 Ом. я бы услышал полноценное,
с Вашей точки зрения, звучание “Benz.
Micro MC Silver”. II стоит ли, при от-
сутствии такой регулировки, исполь-
зовать в тракте головку “Glider М2",
которая требует для оптимального
звучания еще меньшую (1000 Ом), по
Вашему мнению, величину входного
импеданса.
С Вашего разрешения, еще несколь-
ко вопросов.
1.
В соответствии с Вашим ответом
на мое письмо, если я слушаю LP вы-
пуска 50-х - 90-х годов, то обречен
(при наличии одного тонарма) исноль-
зовать головки звукоснимателей толь-
ко с эллиптическим профилем иглы?
Будут [ли] другие иглы (VDH, Gyger
и т. п.) собирать весь шум со дна ка-
навки ранних ЕР?
2. На оркестровых
crescendo
при
проигрывании старых пластинок Ап-
релевского завода лаже “МС Silver",
не говоря о предыдущих головках, не
всегда справляется с высокими часто-
тами.
Какой участок тракта (уси-
литель. фонокорректор, колонки) ви-
новат, или это присуще ранним ЕР на
33 оборота?
3. В чем принципиальная разница
между ЕР (как, впрочем, и CD), выпу-
скаемыми в Японии, [и LP. выпускае-
мыми | в остальных странах? Почему
(возможно, субъективно) первые зву-
чат лучше, хотя изготавливаются, как
правило, с чужой мастер-ленты или
матрицы (“Apple”, “Capitol" и т. п.)?
4. | Каково] Ваше мнение о целесо-
образности мыть пластинки дистил-
лированной водой или медицинским
спиртом (узнал недавно и о таком спо-
собе)? У меня после таких процедур
(пробовал оба варианта) пропадает
часть высоких частот, однако [в це-
лом] звук становится чище.
Еще раз спасибо за советы.
В. Степанов, Москва
P. S. Спасибо "AM" за очередную
достойную и интересную выставку.
Жаль, что вы не проводите ее чаще
одного раза в год.
Головка “Blue Point Special" отлича-
ется от
“Blue Point ” более строгими
параметрами: меньше разбаланс кана-
лов, ровнее и несколько шире АЧХ; из-за
отсутствия
цельного
корпуса
она
чуть острее звучит, но в общем харак-
тер звучания такой же, как и у "Blue
Point”. Эти головки пользуются успе-
хом у тех, кто любит плотное насы-
щенное звучание на границе нижнего
и среднего регистра. Такое звучание
маскирует сибилянты и возможные
искажения в тракте и фонограммах.
Оно кажется более чистым и ком-
фортным, чем с другими головками, но
в нем мож ет не хватать легкости, воз-
душности.
Почти все головки МС с “высоким
выходом
при пониженном импедансе
нагрузки (менее 17 кОм) звучат лучше.
Да и обычные ММ —
тоже. Подобрать
оптимальный резистивный импеданс
нагрузки довольно легко. Нужно взять
тест-пластинку с записью синусои-
дального сигнала в полосе звуковых ча-
стот по стандарту IHAA, например
фирмы “Мелодия
“В помощь любите-
лям грамзаписи" (ИВМ Д 0101-2), и с
помощью тестера или осциллографа,
обеспечивающего измерение напряже-
ния в полосе звуковых частот, посмот-
реть АЧХ в верхней части звукового
диапазона. Затем, если есть заметный
подъем характеристики, обычно он
наблюдается в районе 12-20 кГц. по-
добрать параллельный входу фонокор-
ректора резистор, выравнивающий
АЧХ. Звучание станет более естест-
венным. живым, но верхних частот не-
сколько поубавится.
1. Основная энергия шума канавки
лежит в середине ВЧ-диапазона, по-
этому профиль иглы не играет суще-
ственной роли. Важно, чтобы игла не
касалась дна канавки, а опиралась на
ее стенки: у многорадиусных игл слож -
ного профиля контакт со стенками
канавки, как правило, лучше.
В период господства пьезокерамиче-
ских звукоснимателей фирма “Мело-
дия” выпускала грампластинки с добав-
ками шеллака и шпата, что обеспечи-
вало повышенную износоустойчивость
и высокий уровень собственных шумов.
Понижение уровня шума с помощью
частотных коррекций или пользование
реставрированными дублями вряд ли
оправдано — ведь вместе с шумами
уходит много музыки. Допустимо это
лишь в развлекательных жанрах, где
на первом месте стоит комфорт-
ность звучания.
2. Фраза
“...Головка не справляется с
высокими частотами”
мне не совсем
понятна. То ли слышен “завал " высоких
частот, то ли хрипы от плохого кон-
такта с канавкой, то ли “задир” ВЧ за
счет резонанса игла-канавка или резо-
нанса контура преобразователя (ин-
дуктивность и емкость катушек
+
ем-
кость кабеля и входа корректора) и т. п.
Опишите, пожалуйста, более конкрет-
но, что именно Вы слышите.
3. Скорее всего, дело здесь не в ма-
стер-ленте, а в количестве экземпля-
ров. отпечатанных с одной матрицы.
Массовые тиражи той же "Columbia"
продавались дешево, и это соблазняло
наших “заграикомаидироваиных ”
, хотя
такие пластинки нередко оказывались
хуже советских копий. Я сам неодно-
кратно попадался на подобном.
4. Грампластинки боятся влаги и
пыли, но существует множество за-
манчивых способов их влажной очист-
ки. Пыль губит пластинку не во время
проигрывания, а диффундирует в ви-
нил в процессе хранения в конверте.
Главное, грампластинку необходимо
тщательно обеспылить электроста-
тическим методом перед укладывани-
ем в конверт. Во время проигрывания
желательно установить над диском
18
АудиоМагаэим
3/2001
предыдущая страница 19 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн следующая страница 21 АудиоМагазин 2001 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст