М и х а и л С Е Р ГЕ Е В
с и л
и т
е л
ь
" Y
a
m
a
h
a
А
Х
- 5
9
6
"
)
)
ткрыть Америку в усилителе-
___
'
строении в ближайшее время
едва ли кому удастся, но если сравни-
вать усилители, сделанные лет десять
назад и сегодня, то мы обнаружим, что
они стали заметно лучше. Компьюте-
ры развиваются, конечно, быстрее, так
они и моложе, им всего 20 лет, а солид-
ный возраст усилителей уже не позво-
ляет так суетиться.
Пока компьютеры продолжают об-
растать всякими наворотами, усили-
тели, наоборот, освобождаются от из-
лишеств: на задний план задвинуты
различные ручки регуляторов тембра,
баланса и прочей
t o i
(коррекции. Более
то го,
11
реду с матр i
\
вается возмс>жнсхггь
подать сигнал с выхода проигрывателя
дисков иди с другого источника непо-
средственно на входоконечного каска-
да, минуя все регуляторы.
Так устроен и “Yamaha АХ-596й: в ра-
бочем состоянии ручки второстепен-
ных регуляторов закрыты крышкой,
доступны лишь кнопка их включения и
выключения, переключатель входов и
регулятор усиления. Вполне разумно и
достаточно, на мой взгляд. Забегая
чуть вперед, отмечу, что никакого же-
лания пользоваться регуляторами тем-
бра и тон корректором при испытаниях
усилителя у меня так и не возникло.
В аппарате имеется фонокорректор,
построенный на интегральной схеме
NJM2068LD японской фирмы “JRC”,
довольно известной в аудиофильских
кругах. Действительно ли фонокор-
ректор
необходим
современному
пользователю или таким способом
усилитель позиционируется как “кру-
той”? К сожалению, из моего обихода
“винил” ушел, и ушел, видимо, навсег-
да. вот почему судить о качестве фоно-
корректора я не берусь.
Из заметных снаружи конструктив-
ных особенностей усилителя стоит от-
метить позолоченные входные разъемы
и несколько непривычные выходные.
11оследние размерами побольше обыч-
ных винтовых и гораздо более удобны
в эксплуатации. Все “провода”, кото-
рые были у меня под рукой, без труда
вставлялись в зти разъемы п весьма
надежно зажимались. Особенно за-
метны были их преимущества при ра-
боте с многожильными проводами
большого сечения.
Готовясь к путешествию внутрь ап-
парата, я ничего любопытного увидеть
там не ожидал. К рекламным заявлени-
ям и красивым аббревиатурам вбукле-
тах я давно отношусь спокойно, пони-
мая, что не похвалишь
не продашь,
I I очень хорошо знаю, насколько слож-
но объяснить потенциальному поку-
пателю техническую сущность и по-
лез ! гость разл и ч н мх тех пологи чес ких
ухищрений, без которых немыслим
технический прогресс. Вот так и появ-
ляются разные
ToP-ART (Total Purity
Audio Reproduction Technology), Simple
Signal Path
,
Pure Direct Switch
,
High
Dynamic Power
;
Low-Impedance Drive
Capability
н
Linear Damping
Г Вежли-
вость русскоязычного издания требует
перевода, по я не стану этого делать,
очень трудно передать по-русски весь
колорит этих коротких, но емких опре-
делений. Тут нужен ученый-филолог, а
простому технарю такая задача не по
£
д&
4 L
ів $
V
г- ?
? і *
f » ä
* *
Г
>
ft
i* -F
І
І
*
£
її
І
і *
ff
і ] іг,
і
і
&•
■£
і
JF
І
4 if
ї*
f l
;
\
&
і
t
к
*
Г
я
ї
л. <*
й
А
Рис. 1. Декларация фирмы
“Sanken Electric Co Ltd”, принятая
5 сентября 1946 года
зубам. Попробуйте сами па досуге по-
добрать английский эквивалент рус-
скому “круче вареного яйца”.
..
Сняв крышку, я был приятно удив-
лен. В качестве проводников в цепях
питания на печатной плате использова-
ны толстые медные одножильные носе-
Iтсбрег I н ые
11
р< >вода. Так сделатю и в мощ-
ном оконечном каскаде, и в селекторе
входов, п в предварительном усилите-
ле. Велик ли в количественном выра-
жении выигрыш от перехода на такой
монтаж? Не знаю. Но несложные рас-
четы показывают, что площадь попе-
речного сечения этих проводников в
десятки раз больше, чем площадь попе-
речного сечения слоя меди па печатной
плате и во столько же раз меньше их
сопротивление постоянному току. Тол-
1
Total Purity A udio Reproduction Technology
- техно-
логия чистого воспроизведения звука.
Sim ple Signal Path
короткий путь сигнала.
Pure Direct Sw itch
прямое подключение.
H igh D ynam ic Power
большая импульсная мощ-
ность.
Low -Im pedance Drive C apability
пихобж хгь рабо-
тать на инзкоо.мную нагрузку.
Linear D am ping
линейное демпфирование.
Peri.
стый провод имеет преимущества пе-
ред тонким и в звуковом диапазоне ча-
стот. Провода —
важная деталь, но
только из них усилитель не построишь,
нужны активные элементы.
ЕЗ
оконечном каскаде "Yamaha АХ-
596” работают биполярные транзисто-
ры, а не модные нынче “полевики”.
Выбор, как мне кажется, был продик-
тован желанием увеличить выходную
мощность. 13 усилителе, работающем
на нолевых транзисторах, максималь-
ная амплитуда выходного напряжения
оказывается примерно на 10 В меньше
напряжения питания, применение би-
полярных транзисторов
позволяет
уменьшить эту цифру как минимум
втрое. Стоит ли бороться за эти 5 или
7 вольт? И так ли трудно было вместо
имеющихся ±43 В сделать ±50? Прин-
ципиальных
проблем
нет, но есть
сложности. Повышение напряжения
питания приводит к уменьшению ко-
эффициента полезного действия. Са-
мо по себе это мало интересует пользо-
вателя. но не заметить дополнительное
тепло, выделяемое усилителем, трудно.
В целях повышения КПД можно было
бы ввести еще один источник питания
для раскачивающего каскада, но это
усложнит конструкції
ІО.
И, наконец, последнее. Повышение
рабочего напряжения усилителя влия-
ет на сто стоимость примерно так же,
как рост температуры на обратный ток
р-и-перехода,—
экспоненциально. Вот
разработчики и ищут компромисс, ч то-
бы было сердито, да недорого.
ЕЗ
выходном каскаде усилителя рабо-
тают неплохие транзисторы: компле-
ментарная пара 2SC4467 и 2SA1694
японской компании “Sanken Electric
Со Ltd”. Фирма начинала с выпуска се-
леновых выпрямителей еще в 1937 го-
ду, ас 1946 —
непрерывно растет и раз-
вивается. С лозунгами у “Sanken” тоже
нет проблем, привожу (без перевода,
причины, надеюсь, понятны) Деклара-
цию фирмы, принятую еще 5 сентября
1946 года (см. рис. 1
).
Качество сетевого трансформатора
сомнений не вызывает, а его размеры
позволяют предположить, что ватт по
70 в канале “на синусе” усилитель
“Yamaha АХ-596” сможет отдавать до
тех пор, пока открыты вентиляцион-
ные отверстия. При работе в стойке
выходная мощность окажется меньше.
В блоке питания стоят электро-
литические конденсаторы 12000 мкФ,
63 В с надписью золотом по черному:
3 / 2 0 0 1 А у л и о М а г о з и м
9 5
предыдущая страница 96 АудиоМагазин 2001 3 читать онлайн следующая страница 98 АудиоМагазин 2001 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст