Enkianthus" оснащен широким набо-
ром входов и выходов: 4 цифровых
входа —
два электрических несиммет-
ричных S/PD1F (разъем RCA), один
несимметричный S/PDIF с разъемом
ВМС н один электрический баланс-
ный AES/ EBU (разъем XLR). Пятым
цифровым входом (стекловолокон-
ным AT&T) аппарат можно оснастить
за дополнительную плату. “Audiomeca
Enkiantluis” имеет два аналоговых вы-
хода: несимметричные (RCA) п сим-
метричные (XLR), а также цифровой
электрический (RCA). Все разъемы
RCA позолоченные и имеют тефлоно-
вую изоляцию. В аппарате есть воз-
можность инвертирования фазы (про-
изводится в цифровой форме сигнала).
О качестве звучания “Audiomeca
Enkianthus" уже почти все было сказа-
но выше. Наверное, его способность
преображать, улучшать, поднимать на
другой уровень звучание различных
цифровых источников и есть то глав-
ное. о чем стоит говорить, характери-
зуя качество цифро-аналогового кон-
вертора. Добавлю только, что меня
очень удивил тот факт, что самое бла-
готворное влияние “Audiomeca En-
kianthus” оказал на наш “референсиый”
проигрыватель компакт-дисков 'Audio-
meca Obsession”. Неужели это воздей-
ствие “родственных связей”?
З а к л ю ч е н и е
Все аппараты —
каждый ио-своему —
оставили весьма благоприятное впе-
чатление. Конечно, немалую роль сыг-
рал удачно подобранный контрольный
тракт, особенно вариант с усилителями
“МВС. Необъяснимой загадкой для
меня осталась степень влияния цифро-
аналогового конвертора “Audiomeca
Enkianthus” па результаты сравнения
звучания компакт-дисков в обычном
режиме (44,1
кГц) и в режиме с удвоен-
ной частотой дискретизации (88,2 кГц).
Дело в том, что, как уже было сказано в
описании аппарата, “Audiomeca En-
kianthus" перед обработкой повышает
разрешение любого входящего цифро-
вого потока до 24 бит, а его частоту ди-
скретизации
до 192 кГц1
, то есть, тео-
ретически, супердискретизация, кото-
рую делает “California
Audio
Labs
CL-2500”, ne должна оказывать особо-
го влияния на итоговое качество звуча-
ния. В действительности же разница
при переключении этих режимов до-
вольно ощутима. Почему? Кто знает.
..
Мир hi-fi еще полон тайн.
М и х а и л С Е Р ГЕ Е В
Ч е м от личает ся " o v e rs a m -
p l in g " от " u p s a m p lin g " ?
Есть термины, содержание которых
четко її корректно определено, напри-
мер метр или нуд. который как есть,
так її был —
16 кг.
Есть термины, содержание которых
обозначено не вполне корректно. Чув-
ствительность АС - звуковое дав-
ление, создаваемое в определенных
условиях на расстоянии 1
м при под-
ведении мощности 1
Вт. А как узнать,
какая именно мощность подведена?
І [зморить напряжение, возвести в ква-
драт h поделить на.
.. 11а что? Если рас-
считывать активную мощность, то на-
до бы поделить па активную составля-
ющую импеданса. А кто се измерял?
И как? Или подставлять в формулу
4
или 8 Ом, в то время как модуль пол-
ного сопротивлении АС может гулять
в очень широких пределах. Вот п по-
является графа “звуковое давление
при напряжении 2,83 В". Условный
ватт при безусловных четырех омах
за скобками, поскольку сопротивле-
ние АС осталось за кадром п мощность
неизвестна.
И есть термины, смысл которых
определяется недостаточно четко. По-
вышение частоты дискретизации, на-
пример. или oversampling. Приставка
"over-" означает сверх-, над-, пере-.
Ближайшее значение
передискре-
тизация. Было 48, а стало 96 или 192.
Приставка “up-” имеет значение роста,
подъема. Было 48, выросло до 192. В
рамках грамматики различия ощути-
мы, но не более того. I I в рамках тех-
ники
тоже. С одной оговоркой.
Формально термин “oversampling"
означает только повышение частоты
дискретизации. В начале цифровой
эры эта процедура использовалась для
упрощения выходного фильтра. При
тривиальной четырехкратной пере-
дискретизации за отсчетом исходного
сообщения вставляется с интервалом
Т/4
еще три таких же. Немногим луч-
шие результаты дает линейная интер-
поляция, спектр помех при этом уда-
ляется от звукового диапазона частот,
її. на первый взгляд, можно обойтись
простейшим аналоговым фильтром
(см. рисунок).
Высокочастотных помех на выходе
ЦАПа в этом случае действительно
станет меньше, но сигнал будет вос-
становлен не вполне корректно, по-
явятся искажения. Двадцать лет на-
зад. когда 16-разрядный ЦАГ1 обеспе-
чивал точность преобразования 12, а в
лучшем случае
14 бит, небольшие
искажения, вызванные некорректно-
стью перехода от дискретного сигнала
б)
u m
Т ІЇ
Y
Z
4=
1
J
T
Рисунок.
Дискретизация и восстановление.
В дискретных отсчетах
(а)
содержится
полная информация об исходном сигнале.
Если используется простейший oversam-
pling (б), то заметны отличия восстановлен-
ного сигнала от исходного. Продвинутый
upsampling
(в)
дает гораздо лучшие
результаты.
к непрерывному, никого особенно не
смущали. Сегодня аккуратность, то
есть статическая точность 16 бит до-
стигнута, и вспомнили про динамику
н про Котельникова.
Мало просто повысить частоту ди-
скретизации (oversampling), надо кор-
ректно вычислить значения новых
отсчетов. Метод расчета известен (те-
орема Котельникова как раз ему по-
священа), не очень прост, требует до-
вольно больших вычислений, но —
он
единственно верен. В результате мы
получим уже не субпродукт, а восста-
новленный сигнал, именно эта проце-
дура и вкладывается в понятие “up-
sampling". Ничего принципиально но-
вого здесь нет, так п должен работать
“правильный” фильтр в ЦАП. Пригля-
девшись внимательнее, мы увидим его
во многих “высоких" моделях проиг-
рывателей: upsampling живет в цифро-
вом фильтре н обеспечивает “аналого-
вость" звучания.
Есть термины, значение которых с
течением времени размылось. Какой
смысл вкладывается сегодня в поня-
тие hi-fi? Так примелькавшемуся тер-
мину “oversampling" пришел на смену
новый
"upsampling" ◄
88
АудиоМагазин 3/2001
предыдущая страница 89 АудиоМагазин 2001 3 читать онлайн следующая страница 91 АудиоМагазин 2001 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст