тому
у кого нет. 11езависимо от ме-
ста проживания.
Не только в России развивалось ра-
диовещание. за границей тоже не дре-
мали. Если утверждается, что в Нью-
Йорке можно было слушать “ Радио-
газету РОСТА”, значит, приемники
там были. Если были приемники, то и
радиостанции
тоже.
В России в середине 20-.\ годов су-
ществовало около 20 тысяч приемни-
ков (половина — в Москве), а сколь-
ко же их было странах загнивающего
капитализма? Не знаю, а вот в СССР
к
1980 году насчитывалось около
130 млн. радиоприемников.
Шло время, росли мощности н ча-
стоты. В 1926 году появился передат-
чик мощностью 40 кВт. в 1929-м под
руководством Л. Л. Минца построе-
на и введена в эксплуатацию станция
нм. ВЦСПС мощностью 100 кВт. В
июле 1933-го мощность станции им.
Коминтерна достигла 500 кВт. Даже
война не остановила развития радио,
именно в военные годы появилась
CB-станция мощностью 1200 кВт.
Еще до войны, в 1935-м, было начато
вещание на коротких волнах, посколь-
ку повышение мощнос ти средневолно-
вого передатчика только до определен-
ного предела позволяло увеличить
дальность. Волна, которая распростра-
няется
вдоль земной
поверхности,
слегка огибает ее и довольно быстро за-
тухает. Пространственная волна может
улететь за горизонт, но тоже не особен-
но далеко. Вечером можно услышать
на средних волнах станцию, удаленную
на много сотен километров, но устой-
чивость приема невысока. Короткие
волны отражаются от ионизированных
верхних слоев атмосферы, и разные
"вражьи голоса” можно принимать на
расстояниях в тысячи километров. На-
править в нужное место короткую вол-
ну гораздо проще, чем длинную. Ха-
рактеристика направленности антенны
зависит от отношения ее размеров к
длине волны. Для низкочастотных ра-
диостанций строились огромные ан-
тенные ноля, но тем не менее большая
часть энергии впустую грела окружаю-
щее пространство.
Так или иначе, но количество (рассто-
яние) было достигнуто, стали думать о
качестве. Под качеством каждый разу-
меет свое. Мне довелось участвовать в
обсуждении
на
довольно
высоком
уровне интересного вопроса: почему у
нас их “голоса” слушают охотно, а у
них наши — не очень. Была выдвинута
гипотеза, что дело в специальных про-
цессорах, обрабатывающих звуковой
сигнал на их радиостанциях. Даже на
коротких волнах качество звука на-
столько возрастает, что слушателей за
уши от приемников не оттянуть.
..
Сдается мне, что дело не в процессо-
рах, просто приемники у наших слу-
шателей были лучше, но сегодня это
уже неважно. Никакой процессор не
может устранить последствия исполь-
зования в низкочастотных диапазонах
метода, при котором полезный сигнал
модулирует амплитуду несущей. По-
нятно, что отношение сигнал/шум на
выходе приемника такое же, как и на
входе, даже хуже, за счет собственных
шумов, и нелинейные искажения при
амплитудной модуляции оказывают-
ся довольно большими. Линейность
детектора теоретически можно повы-
сить, а вот шумы эфира в принципе
убрать невозможно. Так что отноше-
ние сигнал/шум едва достигает 30 дБ.
И диапазон частот передаваемых сиг-
налов ограничен — мала емкость эфира.
Можно построить передатчик с поло-
сой хоть 20 кГц, по тогда от 15 частот-
ных каналов в диапазоне Д В останется
пшик, а 120 каналов диапазона СВ
превратятся в дюжину. Деление эфира
между желающими привело к тому,
что на СВ и ДВ полоса звукового сиг-
нала устанавливается в пределах от
4,5 до 9 кГц, в зависимости от располо-
жения радиопередатчика и мощности
станции.
Но, несмотря на все эти ограниче-
ния по качеству, предпринимались по-
пытки создать стереовещание в СВ-
диапазоне. Начало было положено
опытами, которые еще в 1934-35 го-
дах проводили Г. Флетчер и Л. Сто-
ковский.
Гораздо позже несколько
фирм (“ Belar”, “ Magnavox”, “Kahn”,
“ Harris”, “ Motorola”) разработали си-
стемы стереофонического вещания.
Ходят слухи, что лидирует “ Motorola”,
и до сих пор в Австралии, Мексике,
Канаде и С Ш А идут стереопередачи
на СВ. 11er покоя средним волнам, те-
перь там пытаются организовать еще
и цифровое вещание, не будем лиш-
ний раз их беспокоить, а двинемся
дальше, то есть выше по частоте.
Реальное стереовещание появилось
в результате освоения диапазона очень
высоких частот, ОВЧ - так он назы-
вается официально. Применительно к
России идет речь о 65 74 МГц, в Шта-
тах - это88-108 МГц, а между нами -
Япония, 76 88 МГц.
В диапазоне ОВЧ для передачи сиг-
нала можно использовать метод частот-
ной модуляции, позволяющий резко
улучшить отношение сигнал/шум на
выходе приемника. Если на входе при-
емника отношение сигнал/шум = 30 дБ,
то на выходе можно получить 50, а то
и все 60 дБ. Чем больше отношение
девиации к частоте модулирующего
сигнала, тем выше индекс модуляции
и лучше помехозащищенность.
Всерьез взялись за стереофонию
только тогда, когда качество передачи
моносигнала стало вполне приемле-
мым. В России активные разработки
стереосистемы
были
проведены
в
Тюнер “TAG MacLaren AvantGarde Т32” ($2340)
Технические параметры по данным производителя
FM-секция
Диапазон частот принимаемых сигналов
87,5-108 МГц
Диапазон частот воспроизводимых сигналов при отклонении АЧХ ± 1 дБ
20-15000 Гц
Чувствительность при отношении
сигнал/шум (IHF, 50 дБ) (моно/стерео)
23,2 dBf/44,5 мкВ (12,5 dBf/33,5 мкВ)
Отношение сигнал/шум (IHF)
моно
76 дБ при 46 дБмкВ на входе
стерео
72 дБ при 64 дБмкВ на входе
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, стерео)
0,08%
Разделение каналов (1 кГц)
50 дБ
Подавление AM
>60 дБ
Подавление 19 кГц
>80 дБ
АМ -секция
Промежуточная частота
450 кГц
Избирательность
50 дБ ±9 кГц
Диапазон частот воспроизводимых сигналов при неравномерности АЧХ ±1,5 дБ
СВ
45-4200 Гц (широкая полоса), 45-800 Гц (узкая полоса)
Коэффициент нелинейных искажений
<0,5% при 30% модуляции
Уровень шума
-5 4 дБ
Диапазон частот принимаемых сигналов/шаг настройки
СВ
531-1602 кГц/9 кГц
ДВ
144-288 кГц/ I кГц
Чувствительность при отношении сигнал/шум 20 дБ
СВ
600 мкВ/м
ДВ
800 мкВ/м
Общие параметры
Потребляемая от электросети мощность
35 Вт
Диапазон рабочих температур
10-35'
Выходное сопротивление
100 Ом
Габаритные размеры (ширина х глубина х высота)
445 X 338 X 75 мм
Масса
7 кг
5 Д
АуаноМ агазин 3/2001
предыдущая страница 55 АудиоМагазин 2001 3 читать онлайн следующая страница 57 АудиоМагазин 2001 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст