второй составляет основу фортепиан-
ных и дирижерских школ, адепты ко-
торых отстаивают каждый свой выбор,
порою доходя до фанатизма (и даже до
вандализма). Так, история фортепиа-
но знает подлинные войны за ту или
иную середину2. Нетрудно предполо-
жить, что в самой психологии (и фи-
зиологии) музыкального восприятия
кроется некое явление, заставляющее
людей — всегда с полной решительно-
стью — вставать по одну из сторон ли-
нии фронта: превратить СЧ в “под-
звучку ” баса либо в безусловно доми-
нирующий план.
Аудиотехника
нс исключение. Не-
редко случается наслаждаться высоко-
качественным звуком каких-нибудь
достойнейших АС, старательно игно-
рируя то обстоятельство, что СЧ не-
сколько вываливаются из общего дина-
мического баланса, излишне массивны
по атаке, слегка “пустоваты", что явно
выдает конструкторскч
1
е пристрастия.
“ IM 0" наделены “золотой середи-
ной" или, по крайней мере, близки к
ней в силу того, что передают двойст-
венность ощущения наиболее пробле-
матичной части диапазона. В чем эта
двойственность? Физически средний
регистр —
самый плотный: здесь звуки,
весьма богатые обертонами, наклады-
ваются на нижние призвуки баса. Мен-
тально он вспомогательный: гармония
задается прежде всего басом, основной
интонационный смысл сосредоточен в
мелодии. 11так. от идеальной середины
требуется совмещение несовместимо-
го: плотности и прозрачности, весомо-
сти и “подчиненности'’ басу и мелодии
как ведущим по смыслу. Нечто подоб-
ное нам дают “Piega Р-10". наверное, за
счет соразмерности всех характери-
стик звучания.
Тембры разнообразны, естественны —
без малейшего налета целлулоидности.
но охвачены общим мягким колоритом,
в чем-то близки: они богаты оттенками,
но богатство это не разрушает стройной
матовой гаммы, которая свойственна
"Р-10". Таким образом, средний регистр
выполняет свою функцию средоточия
красочности — “тембровости”, но не по-
давляет неизбежно менее характерные
по тембру бас и “верх". К тому же и са-
2
См. многочисленные любопытнейшие документы в
книге: "Л. В. Николаев. Материалы. Переписка"
Выи. Г IV. Екатеринбург, 1998.
ми тембры, безусловно полнокровные,
абсолютно чужды назойливости, гак
сказать, умеренны.
Артикуляция детальна ровно на-
столько, чтобы середина, прослушива-
ясь в подробностях, производила впе-
чатление цельного, наиболее слитного
пласта звуковой ткани. Голоса и планы
прекрасно оформлены, отделены друг
от друга до той степени, при которой
средний регистр рискует потерять роль
“подкладки" фактуры. "Р1е£а Р-10" со-
храняют и сплетающиеся между собой
голоса, и результат их сплетения — еди-
ный “средний пласт". Атака мягкая, го-
раздо мягче, чем наверху, однако ее от-
четливость вне всякой критики.
Словом, умеренность и аккурат-
ность делают чудеса: будто бы по мил-
лиграммам
выгадано
равновесие,
столь трудно достижимое, названное
выше золотой серединой.
К орот ко о басе.
Бас “ Р1еда Р-10", вне
контекста остальных планов, может
показаться легковесным, недостаточно
глубоким. Но только — вне контекста.
Целое.
В случае с “Р-10" оно хорошо
тем, что задумано (или кажется заду-
манным) раньше частностей. А пото-
му, имея мягко, суммарно звучащую
середину и сверх нормы детализован-
ный верх, не обойтись без “стержня",
то
есть
компонента,
собирающего
звучность воедино. Конечно же, этот
компонент — бас: и естественно, он не
смог бы стать “стержнем”, обладая доб-
родетелями “глубины”, “полноты” I! т. п.
По артикуляции бас “Р-10” примерно
такой же, как и середина,— несколько
суше, определеннее (исключая самые
низкие звуки). По тембру — насыщен-
нее и однообразней. Но красочность
середины полностью компенсирует
тембровую монотонность крайних ре-
гистров, точно так же как “собран-
ность” баса компенсирует тенденцию
верха — рассыпаться на дробные, ин-
дивидуалнзованные звуки, и тенден-
цию середины — срастись в одну ра-
дужно-переливчатую массу. Кроме то-
го. между басом и серединой нет такой
отчетливой (но свойствам звука) гра-
ницы, какая разделяет два верхних
пласта, и это, без сомнения, прекрасно
содействует приживанию ленточного
имплантанта в организме АС.
Думается, “Р1еда Р-10”— образен пра-
вильного, точнее, “органичного" подхо-
да к специфике регистров. Подход этот
заключается в том, что специфику зву-
ковысотных планов следует выявлять,
не теряя, однако, чувства меры (и чув-
ства реальности). Выявлять — для того,
чтобы слух получил впечатление пол-
нокровного, живого звука. Такова при-
рода музыкального восприятия, что те
или иные качества звука не распределе-
ны равномерно по всему диапазону, а
закреплены преимущественно за опре-
деленными регистрами. Слух "насыща-
ется" артикуляцией главным образом в
верхнем — верхней части среднего ре-
гистра, тембром — в середине, прост-
ранственностыо (глубиной, объемом) —
в низкочастотном отрезке. Между про-
чим. даже элементарное ощущение
звуковысотности — безусловная преро-
гатива средних частот: с продвижением
к краям это ощущение делается сначала
менее детализованным, а под конец —
фа кул ьтат
1
шимм.
"Piega Р-10" создают цельное, строй-
ное звучание не за счет выглаживания
регистров, приведения их к некоему
“знаменателю", а за счет филигранно-
го баланса, при котором достигается
равноденствие
разнонаправленных
эффектов частотных планов. В звуко-
вом целом “ Р-10" каждый частотный
этаж работает, как орган с особой
функцией — и это, на мой взгляд, глу-
боко верно, так как подобный подход
согласуется с фундаментальными прин-
ципами слухового восприятия.
Что же касается “подгонки" планов
друг к другу — здесь авторы “P -10" про-
демонстрировали ювелирную по точ-
ности п изяществу работу. Работу тако-
го свойства, что ее результат — пара
акустических систем — достоен имени
произведения искусства скорее, чем
наименования технического средства.
Отчасти
потому я отказался
от
принципа — прослеживать работу вся-
кого аудиосредства в согласии с музы-
кальными задачами. Захотелось вжить-
ся во внутреннюю логику АС. абстра-
гируясь от требований конкретного
музыкального текста, именно потому,
что эта логика сама по себе не противо-
речит естеству звукового искусства в
целом. Не останавливаясь на конкрет-
ных записях, использованных мною в
тесте, скажу, что в диапазоне от двух-
микрофонного “пуризма”— до сугубой
микшерской денатуральности, от соль-
ных треков — до массивной орке-
стровой фактуры швейцарские АС
демонстрировали замечательную ста-
бильность. Во всех случаях сохраня-
лось как “лицо", индивидуальный по-
черк акустических систем, так и почти
безупречное, достойное самой высо-
кой оценки качество звучания. ◄
"Р /'еда Р -1 0
" —
о б р а з е ц п р а в и л ь н о г о ,
т очнее,
" о р г а н и ч н о г о " п о д х о д а к с п е ц и -
ф и к е р е ги ст р о в, с п е ц и ф и к у з в у к о вы сот -
н ы х п л а н о в следует в ы я в л я т ь .
..
102
Аудио Ma га ЗИН 3/2001
предыдущая страница 103 АудиоМагазин 2001 3 читать онлайн следующая страница 105 АудиоМагазин 2001 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст