ак же “ Piega Р-10" примиряют
экзотику и солидность? Все
очень просто (хотя как, должно быть,
непросто пришлось конструкторскому
персоналу швейцарской фирмы!). Эк-
зотическое идет от весьма свежего
средства, употребленного в АС,— этим
средством являются ленточные высоко-
частотные излучатели. Солидность —
оттого что новшество употреблено с
большим толком, поскольку не явля-
ется самоцелью, но работает на гармо-
ничность звучания, на его целостный
образ. А чтобы не выглядеть автором
голословного панегирика, давая высо-
кую оценку тракту с такими АС, поста-
раюсь описать, как выглядит отмечен-
ная мною гармоничность в действии.
Вы сокие част от ы.
Начать поневоле
приходится с того, что особенно ори-
гинально. иначе как потом перейти от
“экзотического” частного к “солидно-
му” целому? Итак, ленточные ВЧ-из-
лучатели. Надо ли говорить, что зву-
чат они необычно? По вот в чем нео-
бычность — сказать придется.
Первое впечатление — нс особенно
благоприятное. Но по мере того как
тракт прогревается, картина карди-
нально меняется. На разогрев АС ухо-
дит немало времени, и, между прочим,
сопровождающие его изменения ха-
рактера звука аномально велики. Сна-
чала высокие частоты кажутся как-то
неуместно чеканными: преувеличенно
отчетливая артикуляция, поч ти пол-
ное отсутствие тембровой окраски в
самом верхнем регистре
все это,
вкупе с не очень глубоким басом (см.
ниже), производит эффект сетевого
приемника, что обусловлено еще и
тем, что контраст в артикуляции “вер-
ха” и “середины” поначалу слишком
велик. Некоторая вязкость среднего
регистра, известная сухость и дроб-
ность “верхов" навевают ностальгиче-
ские воспоминания о “первой кнопке”
брежневского радио.
В дальнейшем сухость пропадает
вовсе, складывается общий характер
тембра: легкий, свистящий, так ска-
зать “птичий”, он неповторимо свое-
образен и вместе с тем на редкость
приятен слуху. Я употребляю не впол-
не внятный термин “легкий”— поста-
раюсь раскрыть его значение и обос-
новать Целесообразность.
Согласно самой природе высоких
звуков, их тембровые различия гораз-
до менее значительны, нежели у зву-
ков средней высоты. Это обстоятель-
ство, физически абсолютно прозрач-
ное1, имеет ряд куда более затейливых
1
Но мне, артисту, распространяться п научно-техни-
ческом обществе о физической подоплеке затрону-
той мною банальности.
11
ер цеп туші
Ь11Ы X С Л ЄЛСТ ВИЙ, КОТО
р
Ы Є
могут быть понятны, пожалуй, только
если на них взглянуть практически — с
позиций музыкальности. Объективно
“верха", выражаясь языком живопис-
цев, окрашены легко, то есть содержат
лишь слабые признаки колорита. Но
почему я говорю “легко”, а не “блед-
но”? Если взять высокие звуки, напри-
мер скрипки н кларнета, то, как ни да-
леки друг от друга эти инструменты,
de facto мы найдем тембровое разли-
чие весьма незначительным. Тем более,
сравнивая высокие кларнет и гобой
внимательным слухом, легко убедить-
ся, что далеко не тембр определяет их
характерность и что по колориту они
едва ли нс одинаковы. Миксты в верх-
нем регистре вообще крайне слабо от-
личаются друг от друга но тембру.
Хорошо известно, что в живописи
один и тот же цвет малой насыщенно-
сти может казаться и бледным, и, на-
оборот, очень ярким. Согласно одной
теории колорита, то или иное восприя-
тие цвета диктуется формой, рисун-
ком, то есть очертаниями цветового
пятна. Здесь — точная параллель с вы-
сокими звуками. Ибо, почти не имея
тембра в действительности, они, тем не
менее, воспринимаются как очень — по-
рою экстремально —
яркие.
Очертания
звуков, “границы звуковых пятен” на
языке, привычном аудиознатокам, на-
зываются артикуляцией. Если харак-
терності) тембра с переходом в верхний
регистр падает, то характерность арти-
куляции, напротив, возрастает. Отсюда
феномен: наверху легко спутать вы-
держанные, долгие звуки самых несхо-
жих инструментов; но спутать быст-
рые. подвижные фигуры инструментов
весьма сходных в высокочастотном от-
резке гораздо труднее, нежели в любом
другом. Это и понятно: при частой сме-
не звуков артикуляция проявляется в
максимальной степени. Точно так же
плохо различаются высокие звуки с не-
изменным уровнем громкости, тогда
как любое
crescendo
или
d im in u e n d o
сразу проясняет принадлежность звука
тому или иному инструменту.
Итак, легкий по колориту звук может
быть п бледным, и ярким, в зависимо-
сти от того, насколько выражена арти-
куляция. 13 высоком регистре тянущий-
ся на ровной громкости звук "бледен”.
crescendo, dim inuendo
н быстрые смены
звуков (пассажи, трели и нр.) “ярки”.
Ленточные излучатели, по моему
мнению,— пусть оно покажется чрез-
мерно экстравагантным — много бо-
лее соответствуют природе высоких
частот, нежели обычные “головки”.
Можно
придираться
к
тембровой
обезличен мости ленточных излучате-
лей, но, повторюсь, не тембр делает ха-
рактерность верхнего регистра. Кто-
нибудь скажет: птичий “ленточный"
тон однообразен, условен; но ведь,
ежели на то пошло, соловья от синицы
мы отличаем не но тембру, а но арти-
куляции. Тембропередача привычных
“пищалок" вроде бы реалистичнее —
“но какою ценой”! Часто случается,
что внутри одних и тех же добротных,
достойных во всех отношениях АС
тембры средних частот естественны,
подобны природным цветам, окраска
же звука
ВЧ-излучателей кажется
искусственно сформованной, натяну-
той. как на фотографии или репро-
дукции. Часто, скажем, кларнеты и
флейты наверху разнятся тем, что
первым придана синтетическая “ват-
ноегь”, а вторым — синтетический же
“свист”. Да пусть лучше уж они будут
совсем одинаковыми — лишь бы со-
хранилась во всех своих особенностях
кларнетная и флейтовая атака! Кажет-
ся, ленточные излучатели отвечают
па подобный запрос (иначе — внем-
лют мольбе) и, нейтрализуя тембр,
который, кстати сказать, благородным
манером наверху смоделировать вряд
ли вообще возможно, виртуозно, фи-
лигранно воспроизводят артикуляци-
онные нюансы, прежде всего — атаку.
Чтобы закрыть тему, хочется уточ-
нить один деликатный нюанс тембро-
передачи “ наверху”— опять-таки в
пользу нашего излучателя. Деликат-
ный — поскольку он имеет прямое ка-
сательство до той цены, которую "пи-
щалки” платят за тембр. Гармониче-
ские призвуки- не влияют на характер
тембра, но они облагораживают его. В
высокочастотном отрезке обертоны
трудно уловимы слухом, практически
возможно различить только первый.
Тем более, вряд ли они вообще доступ-
ны звукозаписи. Поэтому, формируя
тембр “наверху", АС вынуждены де-
лать эго без участия обертонов и не-
редко за счет таких неблаговидных
средств, как резонансы верхней части
ящика; берусь утверждать, что во мно-
гих случаях результат выходит крича-
щим и несносным.
Средние част от ы .
Могу лишь сожа-
леть, что на стадии разогрева “Р-10”
средний регистр звучит вязко, артику-
ляционно не вполне оформление, ина-
че я говорил бы с чистым сердцем, что
“середина” “ Р1сва Р-10” вообще лише-
на недостатков. Средние частоты —
область пристрастий с многовековой
(по крайней мере, двух-, трехвековой)
историей. Аудиофилам, предпочитаю-
щим то плотную, то прозрачную сере-
дину, наверное, будет интересен тот
факт, что выбор в пользу первой или
100
АудиоМагазин 3/2001
предыдущая страница 101 АудиоМагазин 2001 3 читать онлайн следующая страница 103 АудиоМагазин 2001 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст