аудиоклуб
для “Sony MZ-R900”, от 100 мВ для
“Aiwa AM-F80” и 100 мВ при 20 кОм
для “Sharp". Аппарат фирмы “Sony”,
единственный среди “малышей”, осна-
щенный линейным выходом 194 мВ/
10 кОм. Все магнитофончики имеют
микрофонный вход с переключаемой
чувствительностью (точные данные
приведены лишь для “Sharp”: 2,5 мВ п
0,25 мВ при 10 кОм), что выгодно от-
личает эти три аппарата от более де-
шевых моделей “Sony” (той же “MZ-
R55”, например), оснащенных микро-
фонными входами с фиксированной
чувствительностью 0,22-0,78 мВ. Все
данные взяты из инструкций по ре-
монту и отличаются от тех, что приве-
дены в рекламных буклетах.
К сожалению, об аналоговой части
начинки стереодиктофона “Marantz
PMD650” ничего не известно, о циф-
ровом тракте известно немногое. Вот
данные из обычной инструкции но
эксплуатации: чувствительность по
линейному входу около 20 dBu/47
кОм (два гнезда типа “XLR”); но мик-
рофонному входу около 60 (1Ви/9 кОм
(те же два гнезда тина “XLR"); об уров-
не сигнала на линейном выходе* (пара
небалансных гнезд “RCA") ничего не
сказано, зато о возможностях теле-
фонного усилителя
можно
судить
но общим для обоих каналов 15 мВт
(32 Ом). Конечно, в силу своего уст-
ройства “Maranlz PMD650” наделен
наибольшими возможностями при ра-
боте с микрофонами: имеются три ре-
жима чувствительности (0,15 и 30 дБ),
микрофонный фильтре пятью вариан-
тами полосы пропускания и, разумеет-
ся, фантомное питание для конденса-
торных микрофонов. Также имеются
встройIIIЫЙ IIростемIЫ<
11
й электрет!
1
ый
микрофон и динамик, позволяющий
шляться с диктофоном по подъездам,
словно с “Электроникой 302".
Теперь вернемся от аналогового
тракта к цифровому. АЦП, производи-
мые фирмой “Asahi Kasei”, неодно-
кратно подвергались публичной порке
в западной аудиопрессе. Оснащенные
ими высшие модели DAT-магнитофо-
нов фирмы “Pioneer” вечно*проигры-
вали в тестах своим более дешевым
собратьям производства “Sony", чьи
деки в большинстве своем были обо-
рудованы системой компрессии дина-
мического диапазона но методу SBM,
что делало тихие звуки более гром-
кими, тем самым выпячивая огрехи
квантования, а это еще больше уже-
сточало требования кЛЦП. АЦП фир-
мы “Sony” с честыо выдерживали все
испытания в сравнении с противника-
ми от “АК”, установленными в элит-
ные аппараты с возможностью записи
на частотах дискретизации до 96 кГц.
Алгоритмы ATRAC, особенно послед-
них
версий, также
подразумевают
компрессию динамического диапазо-
на. Кстати, именно поэтому SBM не
прижилась в MD-дсках: двухэтапная
компрессия
это слишком. Исключе-
нием
является
идиотская
машина
"MDS-JA3ES”.
А
вот требователь-
ность к АЦП весьма актуальна.
К сожалению, политика “Sony” та-
кова, что в недорогих аппаратах этой
фирмы не применяются ее собствен-
ные АЦП и ЦЛП. В стационарной ап-
паратуре, например во многих проиг-
рывателях компакт-дисков, особенно
во включенных в состав мини-систем,
мы увидим ЦАП РСМ1710 —
нашего
старого “бюджетного” знакомого про-
изводства фирмы “Burr-Brown”. Его
часто
выдают за так
называемый
“Hybrid Pulse”.
Собственная схемотехника “Sony”
сегодня начинается с серии “QS". И
в то же время все “малыши” имеют
эффективное оружие против недо-
статков своих АЦП —
тот самый ли-
митер. который просто срезает все ти-
хие (и плохо оцифрованные) звуки. Я
надеюсь, среди вас нет чудаков, кото-
рые будут записывать редкий “винил”
на MD? Для записи речи все “клоне-
пыши” более чем подходят.
..
А теперь обратимся к тому главному,
от чего зависит качество записи с циф-
рового источника,—
к процессору для
сжатия-декодирования по алгоритму
ATRAC. Па протяжении 1997 99 го-
дов конструкторы “Sony” делали все,
чтобы не пускать последнюю версию
алгоритма ATRAC —
4.5 - на “карман-
ный” рынок. Приснопамятный “MZ-
R55", как и его более дорогие и более
дешевые клоны, оснащен процессором
CXD2652AR, рассчитанным па вер-
сию ATRAC 4.0. Эта микросхема, но
доброй традиции, является сердцем и
“Aiwa AM-F80”. Конструкторы “Sony”
сделали первый шаг навстречу воз-
можностям сегодняшних стационар-
ных машин, разрабатывая карманные
рекордеры “MZ-R90/91”. Их мозгом
стал процессор CXD2660GA, своего
рода мобильный аналог CXD2654R,
более известного как “ATRAC DSP
Type-R". Я подробно рассказывал о его
возможностях в статье о стационарных
деках “Золото нибелунгов”.
Напомню, что конек новых процес-
соров —
не новая версия алгоритма
ATRAC, а большая вычислительная
мощность. Например, в той же статье
я премного сокрушался но поводу от-
сутствия функции “Pitch Control”,
позволяющей “ускорить” воспроизве-
дение, в новой деке “MDS-JB940", в то
время как эта возможность была реа-
лизована в старых моделях “MDS-
JA30ES” и “JA50ES”, не говоря уже
о многих “бумбоксах”. Основой же
“MDS-JA30ES" и “JA50ES" был процес-
сор CXD2537R, работающий с той же
версией ATRAC 4.5. но на корректную
реализацию функции “Pitch Control"
его вычислительной мощности не хва-
тало. В результате, при каждой попыт-
ке изменить скорость воспроизведе-
ния деки впадали в задумчивость, что
сопровождалось выпадениями звука.
В новых деках и “бумбоксах" на
основе процессора CXD2654R замед-
ление и ускорение звука путем умень-
шения-увеличения частоты дискре-
тизации осуществляются хорошо, и
теперь функцией “Pitch Control” мо-
гут нользоватся ди-джеи-любители.
Карманный
рекордер
"Sony
MZ-
R900"
первый, в котором реализова-
на функция "Pitch Control”, причем
предусмотрено не только замедление,
по и ускорение звука. Вы можете ору-
довать в пределах 80- 110% с шагом
5%. Это второе основное отличие ап-
парата от предшественников “MZ-
R90" и “91”, разумеется, после появле-
ния режимов MDLP. Режимы MDLP
стали доступны после обучения про-
цессора CXD2660GA работе с новой
версией алгоритма ATRAC —
ATRAC З
версии 1.1.
Что касается обычного режима, то
версия ATRAC осталась той же, что и
у предшественников,—
ATRAC 1 вер-
сии 4.0. Цифровой тракт етереоднкто-
фопа “Marantz” основан па наборе ми-
кросхем стационарной деки среднего
класса образца начала 1998 года, такой
как “MDS-JB920”. Это означает: про-
цессор CXD2537R. то есть ATRAC 4.5
в сочетании с неповоротливостью ма-
шины при работе в специальных ре-
жимах.
Наконец.
“Sharp
МТ-831”.
Кругом много разговоров о преимуще-
ствах-недостатках версий алгоритмов
ATRAC от “Sony” и “Sharp”. Офици-
ально заявляю: все это вранье! Алго-
ритмы обеих фирм отличаются друг
от друга не более, чем слово “Ром” и
слово “Смэрть" с точки зрения докто-
ра Лпвси. Дело в том, что “Sharp” ли-
цензирует версии ATRAC у “Sony”, ис-
пользуя при этом в своих аппаратах
процессоры
фирмы
“Sanyo".
Так,
“ATRAC Sharp 5”—
не что иное, как
ATRAC
4.0, a “ATRAC Sharp 6”-
ATRAC 4.5 соответственно. Процессо-
ры “Sanyo" славятся большой вычис-
лительной мощностью по сравнению с
аналогами “Sony” того же времени вы-
пуска. поэтому аппараты “Sharp”, в
свою очередь, отличаются быстротой
доступа к специальным функциям,
88 АудиоМагазин 2/2001
предыдущая страница 87 АудиоМагазин 2001 2 читать онлайн следующая страница 89 АудиоМагазин 2001 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст