испытательный стенд
основным тоном. Такие АС бывали и
на нашем испытательном стенде.
Фазойпвертор “У2.3”, как выясни-
лось, отличается нс только точностью
настройки, обеспечивающей неравно-
мерность ЛЧХ порядка 2,5 дБ, по н
прогрессивной формой, позволяющей
снизить шумы (например, по сравне-
нию с малошумящими “ К Е Б ()9 0 ” еще
на 7-8 дБ). Ш ум измерялся специаль-
ным прибором, позволяющим выре-
зать из спектра не только основную,
но и
11
ближайших гармоник, а также
измерить отношение мощности остав-
шегося звука (ш ум а)
к мощ ности
основного тона.
Фазоинвертор “2.3” настроен на ча-
стоту 35 Гц, обе трубы имеют одина-
ковую длину, однако акустические
условия для каждой из ПЧ-головок,
расположенных в довольно узком кор-
пусе одна над другой, различны.
Если подать на АС синусоидальный
сигнал значительной мощ ности, то
на самых низких частотах (около
2 0
-
25 Гц) раздемпфированныс диффу-
зоры будут совершать колебания с
достаточно большой амплитудой. Но
АС в этом случае почти молчат, что
свидетельствует о малом уровне нели-
нейности. По мере роста частоты амп-
литуда смещения диффузоров посте-
пенно снижается, и на частоте 35 Гц
они почти останавливаются (!), что го-
ворит в пользу реализации баттервор-
товских аппроксимаций характери-
стик фазоинвертора и малых потерь в
корпусе. Далее амплитуда вновь воз-
растает, но ненамного.
При оценке звучания АС использо-
вались стандартные тестовые диски,
высококачественные записи симфо-
нической, хоровой, вокальной и ка-
мерной музыки, современный джаз,
авторские исполнения, насыщенная
электронная музыка и многое другое.
Привлечение к тестированию столь
разнообразного музыкального матери-
ала, а также большого числа специ-
алистов и просто поклонников музыки
и ценителей высококлассной аппара-
туры объясняется тем, что очень хоте-
лось найти в данном ценовом диапа-
зоне изделие достойное, а главное —
универсальное, способное порадовать
самых различных потребителей.
Итак, что удалось и что не получи-
лось.
В среднечастотном диапазоне — как
в его верхней части, так и в области
мил-баса - па всех фрагментах звуча-
ние АС безукоризненное. М не давно
уже не приходилось слышать столь чи-
стой, полноценной, акцентированной
тональной середины, одинаково при-
ятной при воспроизведении п вокала,
и гитары, и скрипки соло. Своеобраз-
ным эталоном звучания в среднеча-
стотном регистре для меня являются
собственные “ К Е Г 0 9 0 " и недавно
протестированные “Т + А С гдепоп
Т А Е -140". Каждая из моделей в чем-то
проигрывает “ У2.3”, в чем-то выигры-
вает, однако слушать с “2.3” классиче-
скую музыку, блаженствуя от средне-
частотного регистра, хочется вновь и
вновь.
По мере возрастания частоты звуча-
ние системы становится более жес т-
ким, но, как мы неоднократно отмеча-
ли, практически все современные АС с
малой
площадью
С Ч-диф ф узоров
страдают этим недостатком.
Углубление баса па больш инстве
фрагментов проходит вполне успеш -
но, низкочастотные возможности этих
АС заслуживают всяческой похвалы.
Однако ниже частоты настройки фа-
зоинвертора система быстро разлом п-
фируется, и вообще, па самых низких
частотах амплитуда хода диффузоров
превышает разумные пределы еще
нрп
мощ ностях, разреш енных пас-
портны ми данны ми.
Радует почти
полное отсутствие ящ ичны х призву-
ков и прочих проявлений вибрации
стенок. Далеко не во всех дорогих мо-
делях удается отметить, что корпус
скорее походит на мраморный моно-
лит, нежели на деревянное изделие.
На большинстве фрагментов самый
глубокий бас остается собранным, по
крайней мере в той степени, к которой
мы привы кли. Однако, говоря о басе,
не будем врать: и здесь, увы, чуткое
ухо экспертов не услышало того баса,
какой хотелось бы, по, видимо не суж -
дено никогда услышать от малогаба-
ритных АС. Что ж, будем искать.
Разработчики, как мне кажется, и нс
стремятся снабдить свои детища ф и-
лармоническим басом. По большому
счету, их усилия должны быть направ-
лены на создание характеристики аку-
стического оформления, обеспечива-
ющей наилучш ий импульсный о ткл ик
системы. Из легко рассчитываемых п
хорошо измеряемых параметров мож-
но выделить зависимость ГВ З от ча-
стоты: если эта зависимость монотон-
на, можно ожидать хорошего звука.
А кусти ки утверждают, что лучш ие
характеристики реализуются при бсс-
селевских аппроксимациях ЛЧХ экви-
валентного Ф В Ч , и стремление их до-
стичь может стать одной из отправных
точек при разработке. Однако расчет
фазоинвертора и получение гаранти-
рованных характеристик не в лабора-
торном эксперименте, а в серийной
модели
дело трудное, тем более ч то
как аналитическим, так и численным
расчетам поддаются лиш ь наиболее
грубые модели фазоинвертора.
Д ругим путем получения хорошего,
собранного баса является снижение
характерных частот (настройки
у
фазоинвертора, резонанса
у закры -
того ящ и ка ) в низкочастотную об-
ласть. Н о при сохранении малого объ-
ема АС это приводит к сниж ению
К П Д , то есть характеристической чув-
ствительности АС. Такой путь я счи-
таю оптимальным, но, конечно, он по-
требует небывалого увеличения мощ-
ности магнитных цепей н подвижных
систем 114-звеньев и (что проще) зна-
чительно более мощ ных усилителей.
Остается лиш ь улыбаться, слыша
бытующее мнение о том, что фазоин-
версное оформление портит звук и от-
верстие в трубе лучше всего заткнуть,
особенно если слушаешь симфониче-
скую музыку. Моя Собачка Душ ечка
метко замечает, ч го борьба с недостат-
ками конкретного фазоинвертора пу-
тем затыкания отверстия помогает не
более, чем лечение аналогичным спо-
собом несварения желудка.
.. Вместо
подбубппваппя на одних частотах мы
получаем подбубнивапие на других,
причем, как правило, на более высо-
ких, и вдобавок имеем резкий рост
искажений. Так, заткнув трубы “ V2.
.V
на частоте37 Гц. я обнаружил рост иска-
жений в
6
(!) раз при снижении звуко-
вого давления на
8
дБ. Так ч то борьба
за качество баса
дело несомненно
сложное, хотя н очень полезное.
Выводы.
М ы имеем дело с серьез-
ным, многоф ункциональным аппара-
том для продвинутого пользователя,
готового досконально изучит ь его по-
вадки, чтобы в полной мере ощут ить
все преимущества этих акустических
систем. АС “ Veritas 2.3” пригодны для
воспроизведения самых различных
фрагментов симф онической, класси-
ческой и неклассической вокальной
музы ки, а также насыщенных звуча-
ний современных ансамблей, исполь-
зую щ их синтетические и электронные
инструменты. Главным достоинс твом
системы
является
малый
уровень
искажений в средпевысокочасготном
регистре, что обеспечивает сбаланси-
рованное, неокрашенное звучание н
будет высоко оценено любителями
тембральний достоверности.
К недостаткам АС следует отнести
сравнительно невысокую перегрузоч-
ную способность, а также возникаю-
щее временами рассыпание баса нрп
воспроизведении хорошо оформлен-
ных, как правило, нестационарных ба-
совых звучаний.
М
42 АудиоМагазин 2/2001
предыдущая страница 41 АудиоМагазин 2001 2 читать онлайн следующая страница 43 АудиоМагазин 2001 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст