почта
стинку.
Пол действием
генератора
игла будет колебаться с той же ампли-
тудой, что и при проигрывании, а с ней
и тонарм. Осветив тонарм лампой
стробоскопа, работающего синхронно
с генератором, и изменяя частоту гене-
ратора, по максимуму вибраций можно,
видимо (не уверен), определить часто-
ту ИЧ-резонанса. Прав ли я? Навер-
ное, подобным образом К. Никитин
снимает графики смещения диффузо-
ров громкоговорителей АС. Или, мо-
жет, иначе и проще? Интересно как?
Еще хочу сказать В. Зуеву, что ни для
одного известного мне советского про-
игрывателя, а также для имеющегося у
меня японского нет никаких сведений
о приведенной массе тонарма.
Желающим слушать пластинки на
78 об/мин, как высказался Р. Кунафпп,
следует применять головки попроще.
Я использовал ГЗКУ-631Р — керами-
ческую с двумя поворотными иглами
на 33 и 78 оборотов. Шип убрал про-
сто — открыл головку и на концы кера-
мических звукоснимателей вблизи вы-
водов нанес смазку Ц И А 'ГИ М 201,
объемом с горошину. Звук преобра-
зился и стал похож на звук обычной
33-оборотной пластинки. Исчезли шу-
мы, шорохи, трески, но не пропали вы-
сокие частоты и немного увеличилась
отдача по низам. Кстати, какой урод
додумался делать в этой головке выво-
ды без пайки, то есть, как и всюду у
нас? Удивительно, как она работает
при ее чуть ли не ржавых выводах.
С.
Куниловскому ( “A M " № 5 (34)
2000, с. 185). Действительно, как толь-
ко можно додуматься [до того, чтобы]
рекомендовать для
блока питания
двигателя LP:
— конденсаторы “Black Gale”;
— O FC -кабели и разводку с соблю-
дением на
11
ра влен и ост и;
— двойное моно (на каждую фазу);
— целых пять трансформаторов: два
на выходе (лень перемотать двигате-
ли) и три в источнике питания.
Известно, что но резиновому пасси-
ку ток не течет. Даже если двигатель и
запоет от неизвестно откуда свалив-
шихся на него гармоник, то как они
проникнут через пассик? Сам блок,
пожалуй, надо засыпать песком, чтобы
не было вибраций. А в остальном все
отлично — спасибо за конструкцию,
непременно повторю, только с 3-фаз-
иым двигателем — чего третьей фазе
пропадать зря, да и колебания ротора
уменьшатся. Хочу предложить С. Ку-
ниловскому, коль он такой слухач, в
момент пайки подводить к спаивае-
мым частям постоянное напряжение
от стабилизатора тока. Может, таким
образом в расплавленном припое бу-
дут сориентированы в нужном на-
правлении молекулы и это как-то
улучшит звучание.
Если
попробует
и
услышит, то
пусть как-нибудь сообщит на страни-
цах “А М ”. Я таким тонким слухом не
обладаю, |но, суммируясь, эти мело-
чи могут оказаться заметными и для
меня|.
Редакции и Р. Пашарнну. Спасибо
вам за публикацию серии статей об
Е Р - к ро и гр ы вател я х. Жаль, она кончи-
лась, а хотелось бы узнать, как все-та-
ки устроены тонармы: их подвесы,
особенно на одной игле, регуляторы
антискейтинга, вертикальных и гори-
зонтальных углов и т. д., причем не па
словах, а в эскизах. Не каждый купит
тонарм за $1000. А [в том, чтобы| сде-
лать его самому, не вижу сложностей.
Уже придумал, как из шарика от авто-
ручки сделать всего одну поворотную
во всех плоскостях опору и как исклю-
чить колебания тонарма вокруг этой
опоры, как задемпфировать тонарм и
организовать антискейтинг. Все на-
столько просто и доступно |, что] вы-
полнимо даже для самого безрукого
самоделыцика. Вы ведь публикуете
статьи, па основе которых можно само-
му построить АС, почему бы не тонармы
п столики? Хотелось бы практических
подробностей для их самостоятельно-
го построения или доработки имею-
щихся. Вот уже и первый шаг сделали,
я имею в виду блок питания для дви-
гателя ЕР С. Куниловского.
Есть еще ряд вопросов: <.
..>
Чем отличается коническая игла
(имеющая копчик в виде полусферы)
от сферической?
Почему тонарм надо настраивать
так часто, словно его постоянно возят
на телеге по булыжной мостовой?
Зачем отсылать читателей к Ин тер-
нету, ведь не у всех есть туда доступ?
Насчет алюминиевых дисков, кото-
рые якобы отражают звуковые коле-
бания иглы. Муха, ползущая по зем-
ному шару, тоже толкает его ногами и
тем меняет скорость его вращения.
Стекло кинескопов прекрасно отра-
жает звук, однако фирма "Рго-^есЧ”
кладет поверх [опорного) диска еще и
диск стеклянный. Просто металличе-
ский диск звенит, как колокол, от
внешних вибраций (вызванных двига-
телем, АС, трансформаторами, това-
рищами по 150 кг и т. п.), а пластмас-
совый — нет, хотя звук отражается от
него нс хуже, чем от металла.
Интересно, как реализуется прин-
цип, [согласно которому | головка рас-
сматривается как чисто омический
источник:
“ К о і у іг
РС 00608" ( “А М ”
№ 5 (34) 2000, с. 94). И как достичь ли-
нсйностн фазы, применяя в ЕР-кор-
ректорах C R - п LCR-цеин? Благода-
рю за все.
В. Горюнов,
г. Новомосковск Тульской области
► ► ►
Читателю В. Горюнову, г. Новомо-
сковск. “А М ” № б (35) 2000.
Уважаемый г-н Горюнов! Г-н Зуев
вполне достойно ответил
на Ваше
письмо, однако у меня имеются два
дополнения. Во-первых, располагать
“гидротормоз" под углом нежелатель-
но, поскольку при вертикальном дви-
жении тонарм получает п боковой
импульс, что отнюдь не улучшает ус-
ловия огибания (traekability) и не спо-
собствует сохранности пластинки. Во-
вторых, ответ не совсем соответствует
заданному Вами вопросу: основной
низкочастотный резонанс правильно
рассчитанного тонарма лежит в райо-
не 10 Гц, нас же интересуют помехи в
звуковом диапазоне, то есть выше
15 Гц. Мне совершенно ясно, что речь
идет об ином, весьма частом явле-
нии — об акустической обратной связи
(А О С ). Из названия понятно, что воз-
никает она из-за “завязки" между АС н
Э П У, и для се устранения надо эту
связь разорвать. Прежде всего: в обра-
зовании АОС участвует не столько
тонарм, сколько вся “вертушка” цели-
ком. Частая ошибка пользователей за-
ключается в том, что они располагают
Э П У на одной полке с “колонками”, по
которой н передаются вибрации; для
Э П У всегда нужно независимое осно-
вание. 11ежелателыю и просто близкое
расположение АС, а вот их ориен-
тация,
вопреки
распространенному
предрассудку, играет меньшую роль:
басовые звуковые волны имеют сфе-
рическую направленность и “проле-
зут” везде,— зато важна площадь “при-
емника”. У Э П У (особенно у совре-
менного бескорпусного) она не так уж
велика, а вот у мебели, стоящей, кста-
ти, на полу, который тоже хорошо пе-
редает низкочастотные составляющие
па “вертушку”,— уже критична, поэто-
му следующим этапом нашего “тю -
нинга" будет изготовление субшассн
для Э П У. Им может стать просто лист
толстого и
тяжелого материала, же-
лательно акустически инертного, от-
вязанный от полки какой-нибудь мяг-
кой прокладкой: такой механический
фильтр настолько прост и эффекти-
вен,
что
удивительно,
почему
им
весьма редко пользуются. Некоторые
“вертушки” надо дополнительно утя-
желить: положить или насыпать что-
нибудь тяжеленькое в поддон, сменить
16 АудиоМагазин 2/2001
предыдущая страница 15 АудиоМагазин 2001 2 читать онлайн следующая страница 17 АудиоМагазин 2001 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст