^
домашний кинотеатр
означает, что звуковой сигнал со спек-
тром от 30 до 20000 Гц ничего не поте-
ряет и нс приобретет.
Сабвуфер “ааб Е-8” создает высокое
давление: в метре от него звуковая
волна гасит спичку. Говорить о му-
зыкальных свойствах этого баса труд-
но,
хотя
бывают басы
и
похуже.
Характерен отклик “Е-8” на один пе-
риод синусоидального сигнала с ча-
стотой 40 Гц. АС откликается не сразу,
нс сразу и замолкает: сабвуфер “Е-8"
резонирует, как и положено полосо-
вому фильтру. Радует, что, в отличие
от многих сабвуферов, у “Е-8” не обна-
ружилось ни паразитных средиеча-
стотных продуктов, ни резонансов
конструкции АС.
Оказалось, кста-
ти, что диффузор относительно быст-
ро останавливается после снятия воз-
буждения, а вот воздух в проходе
фазоинвертора еще долго продолжает
болтаться туда-сюда, ощутимо посви-
стывая при большом уровне сигнала.
Повышенная инерционность фазоин-
вертора известна давно, еще в боль-
шей степени она проявляется в раз-
ных резонансных конструкциях, на-
пример в полосовом резонаторе, но
объем закрытого ящика оказывается
заметно большим, поэтому на самых
низких используют его нечасто.
Так или иначе, низкие частоты “Е-8”
воспроизводит. Желающий услышать
киноверсию взрыва или удара будет
удовлетворен —
свою функцию саб вы-
полняет. Если бы я взялся сооружать
низкочастотное звено, то в меньшей
степени заботился бы о пиковом дав-
лении и нижней границе воспроизво-
димого диапазона частот, а поинтере-
совался бы натуральностью звука.
Сегодня за мизерную сумму можно
купить билет на симфонический кон-
церт. Нс пожалейте денег и времени,
сходите, послушайте, как звучит рояль,
контрабас, литавры. Почувствуете раз-
ницу. Услышать такой звук можно и
дома, только цена его будет высокова-
та, речь идет о нескольких десятках ты-
сяч серо-зеленых. С эстрадой, кстати,
получается совсем наоборот. Интерес-
но поглядеть на любимого исполните-
ля, потусоваться, попрыгать в стоячем
партере, но к звуку эти приятные мо-
менты отношения не имеют. Звучание
записи в домашних условиях почти
всегда оказывается лучше, чем “живой"
звук в зале. Разве что в зале —
громче.
Студийная работа ориентирована
на “домашнее" воспроизведение, с по-
правкой на технические реалии до-
машней техники. И оказалось, что
“электрические” направления музыки,
будь они
представлены
Сантаной,
Beatles,
Джо Кокером, Клэнтоном или
Гребенщиковым, лучше слушать с
включенным сабвуфером.
Когда я включил только фронталь-
ную пару АС, без сабвуфера, то был
приятно удивлен естественностью
звучания, узнаваемостью натураль-
ных инструментов. Простейшая про-
ба —
акустическая гитара. Струны
у нее, конечно, потоньше, чем у кон-
трабаса, и настроена она повыше,
однако спектр сигнала при ударе по
струнам пальцами или медиатором
начинается едва ли не с нуля. Среднее
значение энергии на самых низких ча-
стотах для сигнала гитары невысоко,
речь идет о нескольких процентах, но
не эти ли проценты определяют инди-
видуальность звучания инструмента,
а искажения самых низких —
убивают
ее? При нижней границе 70 Гц фрон-
тальные АС воспроизводят звук щип-
ковых инструментов весьма узнавае-
мо. “Фундаментального баса” тут нет
и быть не может, но я предпочитаю
естественность, которая, кстати, есть.
Джаз, симфоническая музыка, Hans
Theessink с гитарой и даже ударная
“Poem of Chinese Drums” (исполняет
Yim Hok-Man) звучат естественнее и
приятнее без сабвуфера.
Слушателям, жаждущим фундамен-
тальности, всегда остается возмож-
ность включить сабвуфер, благо в
ресивере
“Kenwood
KRF-V7773D”
сделать это очень просто. В результа-
те, саб “Е-8” стоит присоединенный, в
режиме автовключения. Желает душа
силы звука и тяги —
жмешь на кнопку,
п система переходит в режим работы с
сабвуфером. Соскучился по бардам,
джазу или классической музыке —
от-
ключаешь саб.
Давая общую оценку, можно отме-
тить, что звучание фронтальных АС
“Е-44” заметно окрашено, чувствуется
“ящик". Ухо замечает окраску, но она
не заслоняет музыкальную мысль.
Скорее всего, причиной является на-
правленность АС в вертикальной пло-
скости. Расстояние между центрами
НЧ/СЧ-головок в “Е-44” велико -
23 см, при частоте 740 Гц это ровно по-
ловина длины волны. Направленность
излучателя проявится уже на гораздо
более низких частотах, но искажения
АЧХ, вызванные интерференцией волн
от двух головок, меньше портят звук,
чем провалы и подъемы, связанные
с резонансами, потому что гораздо
меньше изменяют временную структу-
ру сигнала. Резонансный подъем АЧХ
всегда сопровождается “затягивани-
ем” реакции, а интерференционный —
нет.
Действуя в духе Эллочк!
1
-людоедки,
из профессионального кинематографа
производители привносят в домашнее
кино разные эквалайзеры АЧХ. На
выставке в "Ирисе”, например, мож-
но было увидеть вполне современ-
ную версию такого выравнивателя —
“Room Correction System RCS 2.0”
датской фирмы “Tact Audio”. Три про-
цессора DSP позволяют реализовать
фильтр, характеристика которого уста-
навливается по результатам замеров
звукового давления
в помещении.
Низкочастотное бубнение в гостинич-
ном номере удается несколько сгла-
дить, а восторгаться действием системы
на средних и высоких частотах мне нс
пришлось: окрашивается звук, теряется
глубина звуковой сцены, пропадает
воздух, естественность. Подобное на-
до лечить подобным, как было вер-
но сказано, хотя и по другому поводу.
Резонансы —
отдельно, интерферен-
цию —
отдельно. Вообще, вопрос кор-
рекции АЧХ тракта под помещение
представляется достаточно спорным.
Мне ближе точка зрения Дитера Бур-
местера, отметившего, что рояль в по-
мещении мы слушаем безо всякой
коррекции АЧХ.
Моя тяга к естественности звука
проявляется еще и в том, что я и гром-
кость устанавливаю естественную. С
какой громкостью может петь чело-
век, пусть даже с луженой, извините,
глоткой? Такую —
разумную —
гром-
кость фронтальные АС “Е-44” вполне
обеспечивают, и тональный баланс
становится ровным, несмотря на яв-
ный спад АЧХ на низких частотах.
Спад, надо отметить, не очень крутой,
ведь
АС
построена
как закрытый
корпус, так что 12 дБ/окт обеспечено.
От каких параметров АС зависит ощу-
110 АудиоМагазин 2/2001
предыдущая страница 109 АудиоМагазин 2001 2 читать онлайн следующая страница 111 АудиоМагазин 2001 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст