домашний кинотеатр
М ихаил СЕРГЕЕВ
К о м п л е к т
А
С
д л я д о м
а ш
н е г о
к и н о т
е а т
р а
ф
и р м
ь ґ ' а а с і " :
"Е-44", "Е-44С", "Е-40", "Е-8"
Что такое хорошая акустическая си-
стема? Как элемент воспроизводяще-
го комплекса она представляется мне
чем-то вроде грубы: с одной сторо-
ны
источник сигналов, с другой —
слух человека: их свойствами опреде-
ляются требования к АС. Различия
вкусов и привычек людей возводят
субъективную составляющую оценки
в квадрат. Оценивается аппарат: кто-то
в восторге, а кто-то его не приемлет —
и все правы. Можно подойти к вопро-
су иначе: оценивает один и тот же
человек, но па разных сигналах. Что
получится в результате?
Сегодня существует музыка, напи-
санная для “естественного” прослуши-
вания в концертном зале. Воспроизве-
сти это звучание дома с абсолютной
достоверностью невозможно. Звуко-
вое поле рождается в зале, в зале оно и
исчезает. Тысячами лет создавались
.инструменты, формировалась школа
игры и вокала, эстетика музыки в зале.
С какими-то натяжками и упрощения-
ми можно оживить эту музыку дома,
но для этого нужна непростая аппара-
тура, лимит искажений и изменений
сигнала исчерпан уже в момент рожде-
ния этого звучания.
Вторую часть музыкального конти-
нуума создавали не для зала, а для
воспроизведения
с
фонограммы
в
жилой комнате. Здесь все иначе, не
нужно форсировать голос —
есть ми-
крофон, нс нужно рвать струны или
легкие
существуют
усилители.
Большинство современных исполни-
телей (я имею в виду все жанры) без
электричества просто не выйдут на
сцену. Техника работы с электричест-
вом заметно отличается от классиче-
ской: у композиторов и исполнителей
стало больше возможностей: можно
сделать слышимым даже шепот; со-
единить в одной фонограмме голоса
людей, живших в разных странах в
разное время. Такое обилие возмож-
ностей не всем пошло на пользу, но
это тема для особого разговора.
В третью группу я бы вынес звук ки-
нематографический. С пего и начнем.
“Киношный" звук отражает проти-
воречия между звуком и изображеим-
см, между домашним и кинотеатраль-
ным просмотром. В кино все условно,
кроме денег. Для привлечения зрителей
в кинотеатры был сделан сабвуфер и
многоканальная фонограмма —
гак в
кинозале появился звук, недостижи-
мый в домашних условиях. Архитек-
турные особенности кинозала, воз-
можности профессиональной техники
и благоприятная для восприятия ат-
мосфера1
все это позволило создать
нечто удивительное; кассовые доходы
от продажи билетов в кинотеатры ис-
числяются сотнями миллионов. Реак-
ция не заставила себя ждать, появил-
ся домашний кинотеатр. Дома была
повторена в миниатюре, конечно,
с некоторыми оговорками, струк-
тура
кинотеатрального
ком-
плекса —
примерно так же по-
ступила бы и Эллочка Щуки-
на. Но шансы кино в зале и до-
ма почти сравнялись, а кое в
чем младший брат и переще-
голял старшего. Попробуйте
накачать зал объемом 10000 м ’
низкими частотами! Вот и по-
явились там монстры, объем
которых измерялся кубометра-
ми, с головками по 20 дюймов.
В жилой комнате гораздо проще
получить запредельное звуковое
давление.
Учитывая достигнутое, сработало и
кинопроизводство: нс злоупотребляя
натуральными инструментами, оно
сделало ставку на ошеломляющее эмо-
циональное воздействие низкочастот-
ных сигналов высокого уровня. Взры-
вы, удары, выстрелы обозначаются
весьма убедительно, хотя и несколь-
ко условно. Но условность в искус-
стве — вещь обычная. Не вызывают же
чувства протеста театральные декора-
ции, куда как более условные. Вполне
допустима условность звукоряда и в
кино, особенно на низких частотах.
Усугубила положение необходимость
миниатюризации АС при их одомаш-
нивании. Уменьшение размеров саб-
1
И кинозале эмоции присутствующих умножаются,
это называют эффектом соборности, кроме того,
упорядоченность сеансов дает возможность зрите-
лям подготовиться к просмотру, настроиться.
вуфера достигается за счет утяжеле-
ния диффузора и разработки хитрых
вариантов акустического оформления.
В полном соответствии с поставлен-
ными задачами оказался полученный
резул ьтат:
синусоидальный
сиги ал
воспроизводится, АЧХ присутствует,
звуковое давление —
тоже. Низких ча-
стот много, хватит
11
а всех.
Осталось только понять, что это
такое —
"низкие частоты”. В музыке
периодических сигналов не бывает, а
для непериодического понятие “ча-
стота” имеет туманный смысл. Какое
же содержание вкладывается в ут-
верждение. что АС воспроизводит сиг-
налы с частотами от 70 до 20000 Гц
или от 2э до 22000 Гц? Как эти акусти-
ческие системы будут звучать, и в чем
проявится различие? Только не спе-
шите с ответом!
Способность АС воспроизвести без
искажений синусоидальный сигнал с
частотой от 30 до 20000 Гц совсем не
2/2001 АудиоМагазин 109
предыдущая страница 108 АудиоМагазин 2001 2 читать онлайн следующая страница 110 АудиоМагазин 2001 2 читать онлайн Домой Выключить/включить текст