испытательный стенд
Иных пленял он “ битом” долгим,
иных он лирою стращал
К сожалению, сжимать звукодан-
ные бел потерь невозможно. Можно
записать больше информации па ком-
пакт-диск или DVD , если иначе фор-
матировать носители и таким образом
увеличить их емкость, однако ско-
рость потока звукодаппых при этом не
уменьшится. Все попытки сжатия зву-
коданных с помощью алгебраических
алгоритмов
тщетны:
попробуйте
сжать звуковой файл при помощи лю-
бого современного архиватора, будь то
формат ".zip" или “.arj".
сжатие соста-
вит доли процента! Фактически будет
сжата служебная информация файла,
а не сами звукоданные. То же, кстати,
относится п к графике. Чудес не быва-
ет. Формат с “плавающим” динамиче-
ским диапазоном несомненно хорош,
но только без сжатия звукодаппых.
Такой формат есть, и
имя ему
SACD. Мини-диск же — вещь про-
межуточная, вобравшая в себя скорее
недостатки CD-audio и SACD. чем их
достоинства.
Мини-диск
проделал
долгий путь, и сегодня мы имеем дело
с благозвучием, которое сравнимо с
11
рсдоставля ем ы м луч ш им и ал «»рит-
мами M PEG Audio, но не с той вы-
сокой
верностью воспроизведения,
которую обеспечивает старик ком-
пакт-диск, не говоря уже о SACD.
Мини-диск - ото не для профессиона-
лов в звуке.
Репортеры, отмечу, в число таковых
не входят
бумага все стерпит. Как
правило, радиовещание также не име-
ет ничего общего с “High Fidelity". Все
дело в компрессии динамического ди-
апазона: когда тихие звуки становятся
громче, а громкие
тише. Поясню
примером.
Представьте, что мы хотим записать
с помощью деки “MDS-JA333ES” рас-
сказ известного натуралиста Дроздова
о диких кошках. Вот он расположился
у камина, а на руках у него
настоя-
щая рысь, сиди т и Тихоны«) мурчит во
сне. Для того чтобы сдвинуть тихие
звуки, описываемые младшими бита-
ми, в среднюю часть динамического
диапазона, им присваивают иные ко-
эффициенты, и рысь уже мурчит, как
вертолет “М и-8”, что мешает адеква т-
но воспринимать голос Дроздова. До-
бавьте еще то т (фак т, ч то весовые коэф-
фициенты присваиваются уровням за-
писываемых звуковых сигналов is не-
скольких узких частотных полосах без
должной верификации между собой.
Правильно, к динамическим искаже-
ниям прибавится тональный дисба-
ланс
и
паразитные гармоники.
На
рисунках 1
и 2 изображены графики
АЧХ оригинальной песни “What It Is"
с
альбома
Иопфлера
“Sailing
То
Philadelphia” и се копни, записанной
при
помощи деки “M DS-JA333ES”.
Мы видим “горбы” несуществующих
гармоник и указания на то, что гром-
кие звуки стали тише, а тихие
гром-
че. Особенно много ошибок на краях
частотного диапазона
в ВЧ- и 114-
областях. Частотный диапазон ми-
нн-днековых систем уже доступного
компакт-диску — это факт. “Sony"
официально признавала, что в ранних
версиях ATRAC верхняя частота не
превышала 15 кГц, а теперь возросла
до I!) кГц, что прекрасно видно из гра-
фика. II это самая совершенная из ны-
не существующих версий алгоритма
ATRAC. Раньше безрадостную карти-
ну дополняли паразитные призвуки и
шумы.
На
простеньких
графиках
(рис. 3), заимствованных мною из за-
метки Пертида Хеллстсна для журнала
“Elektronikvaerlden”, опубликованной
в числе прочих интересных материа-
лов на великолепном сайте www.mini-
disc.org, который я всем вам рекомен-
дую посетить, изображены уровни шу-
мов, присущие алгоритмам ATRAC
различных поколений. Конечно, алго-
ритм. реализованный в деках "MDS-
JA333ES” и “JB940",
большой шаг
вперед. Несуществующих звуков, при-
звуков вроде бы нет. зато существую-
щие сбились в кучку, причем их уров-
ни и тональность слегка искажены. И
потом, куда спешить? Призвуков нет
ЛИШЬ I!
нервом приближении, а если
прислушаться.
.. Впрочем, ладно.
В то же время разговоры о том. что
алгоритм ATRAC разработан па осно-
ве модели человеческого слуха, не ли-
шены оснований. Я бы уточнил
сла-
бого слуха. Тому, кто плохо слышит,
будет очень приятно послушать в ми-
ни-днековой версии альбом Нопфле-
ра с
The Notting Hillbilies,
изобилу-
ющий слабыми звуками, ведь здесь
они собраны в кучку и доступны его
слуху. Такой глуховатый товарищ рас-
слышит все инструменты и едва ли об-
ратит внимание на то, что музыканты
MDS-JE500
и)
Рис. 3. Спектр исходного сигнала (а) и влияние на него различных версий ATRAC (6—и).
Перепечатано с любезного разрешения Бертила Хеллстена. © “Ljud & Bild"
1/2001 АудиоМагазин 81
предыдущая страница 82 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн следующая страница 84 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст