испытательный стенд
геля DVD-audio/video. и требовать от
него “хай-эндного” качества звучания
не следует. Но повторю, прогресс на-
лицо и улучшения заметны.
Часть вторая: оцениваем DVD-
audio 24 бит/) 92 кГц
Для оценки формата DVD-audio у
нас был один-едииственный, выпу-
щенный немецкой фирмой “Aildionet”
демонстрационный диск с записями
джазового
коллектива
“Hamamura
Quintet!" иод названием "Retold". На
диске в пяти различных стандартах
(DVD-audio: 24/192. 2 капала: 21 18. ;>
каналов: DVD-video: 24/96, 2 капала:
16/48,2 капала: и “Dolby Digital", 5 ка-
налов) записаны К) композиции ан-
самбля, причем логику составителей
диска понять практически невозмож-
но: предназначение диска, если я не
ошибаюсь,
помочь оценить разницу
в звучании различных форматов н вы-
явить их преимущества. Тем не менее,
ком
H 03II
цп и расставленi ы беспорядо'i -
по. будто наугад. 1Ьшример. из К) ком-
позиций, только одна (!) присутствует
во всех пяти форматах. Треки на диске
разбиты на четыре группы (два вари-
анта DVD-audio объединены в одну
группу). Меня интересовали только
стереозаписи, так что переключаться
приходилось между тремя группами.
Я довольно быстро приноровился к
алгоритму переключения с формата
на формат. Нужно было запомнить не-
сколько простых комбинации цифр.
Например, песенка “One Note Samba”
(та самая, которая записана во всех
пяти форматах) в группе I имеет но-
мер трека 6. в группе 2
9, а в группе
3 - 3. Переключаться с группы на
группу можно с помощью пульта ДУ.
Итак, что же я услышал? 11у. во пер-
вых, о разнице между записями 16 опт/
44,1 кГц и DVD-video 24 бит/96 кГц в
нашем журнале уже рассказывалось1,
о ней я особо распространяться не бу-
ду. Поделюсь тем. что меня больше
всего удивило: разница между запися-
ми 24/192 п 24/96, на мой взгляд,
ощутимее и значительнее, чем меж-
ду 24/96 н 16/48! В формате 24 бит/
192 кГц, по сравнению с 24/96 (и тем
более с 16/48). гораздо более на тураль-
ный верхний регистр. При переключе-
нии даже на вариант 24/96 высокие
частоты приобретают синтетическую
окраску н легкий шлейф зашумленно-
сти. Также в формате 24/192 было
очень заметно улучшение нижнего ре-
гистра:
бас
становился
настолько
глубже п объемнее, что даже возника-
ло подозрение, не наколдовали ли на
* См. *.\М" X» Л (22) 98. «• 23 3(1.
студии при мастеринге диска? Зву-
чание записей в формате 24/192 было
прозрачнее, рельефнее. С понижени-
ем частоты дискретизации терялся
драйв, энергия; как н в случае срав-
нения SACD и CD-audio, музыканты
начинали играть неуверенно и осто-
рожно.
Заключение
"Так что же лучше звучит? DVD-
audio пли SACD?"
спросите вы. Ис-
ходя изданного тестирования, я пока
не стал бы делать глобальных выво-
дов. Во-первых, проигрыватель DVD-
audio/video классом был явно ниже,
чем проигрыватель SACD. Во-вторых,
у нас не было фонограммы, записан-
ной в обоих форматах. И в-третьих,
фонограмма па нашем демонстраци-
онном диске DVD записана, конечно,
неплохо, но все же не так хорошо, как
диски SACD, кроме Селии Дион. Во-
обще говоря, эксперты, имевшие воз-
можность сравнить оба формата в
почти идеальных условиях (на сту-
дии, с использованием профессио-
нальных рекордеров, сравнивались за-
писи. сделанные в различных форма-
тах. с живым исполнением), отдают
предпочтение SACD. II я им охотно
верю. Ведь в основу формата DSD
фактически положена идеология high
end: наикратчайнгин путь сигнала и
минимум преобразовании и вмеша-
тельств.
Напоследок хочется пожелать, что-
бы электронные гиганты, на радость
всем аудиофилам, поскорее расшири-
ли ассортимент проигрывателей но-
вых форматов, напечатали побольше
разных дисков для них - глядишь, все
это стало бы намного доступнее. В
конце концов, не так важно, кто побе-
дит, SACD или DVD-audio, важно да ть
возможность всем звуколюбам удов-
летворить их стремление к лучшему.
Вениамин ЗУЕВ
Super Audio CD против CD
Наконец я получил возможность
удовлетворить свое любопытство
послушать н сравнить звучание звез-
ды. восходящей на ауднофпльском не-
босводе,
Super Audio CD, с давно
взошедшей и уже мерцающей
CD.
Если с идеологией и параметрами CD
я знаком, то в отношении Super Audio
CD я человек темный, не имеющий
понятия пн об идеологии этого ([юр-
мата, ии о его параметрах. Так что не-
иредвзягость впечатлений гарантиру-
ется полным отсутствием в моей голо-
ве технической и рекламной инфор-
мации.
ІІрослушнванне осуществлялось с
акустическими системами достаточно
высокого класса и контролировалось с
помощью высококачественных науш-
ников “А КС".
I I комфортность звучания, н пере-
дача эмоционального содержания му-
зыкальных фрагментов самых различ-
ных жанров были неоспоримо выше,
чем у СГ). Сложные моменты записи
воспроизводились с легкостью, живо-
стью и пространственной корректно-
стью при отсутствии навязчивой на-
пряжен пости, свойственной звучанию
большинства С1). Бас передавался то-
же живо, с хорошей артикуляцией
он был натурален, почти как в студии.
У СО, как показывает опыт, звучание
баса является серьезной проблемой.
Большое эмоциональное влияние на
слушателя, па его вовлеченность ока-
зывает способность аппаратуры точно
воспроизводить паузы, так называе-
мый “критерий молчания”. К сожале-
нию. при экспертизах мы не всегда его
оцениваем. Сравнивая СО с БАС О, я
невольно вспомнил об этом критерии,
так как паузы на 5ЛСІ) "заиграли"
совсем по-другому. Обычные СО с
практически бесшумными
паузами
размывают их временные границы,
разрушая тонкости агогики. БАСЕ) в
этом аспекте имеет явный выигрыш.
Не менее существенный выигрыш
ОН
демонстрирует в разделении голосов
п в передаче рельефности оркестро-
вой фактуры
инструментальные
партии не слипаются, не мешают друг
другу.
Вывод.
Бнрег Лшііо СО
это но-
вый характер звучания, субъективно
отличающийся и от обычных СО, п
от “винила". Но отношению к СО это
явно заметный шаг вперед, а по отно-
шению к “винилу” это, скорее, некий
прогрессивный шаг в сторону. Я счи-
таю. что рождение Борет Лінію СО
приятный подарок как для аудиофи-
лов, так н для меломанов. Пожелаем
же новому формату расти п совер-
шенствоваться. ◄
44 АудиоМагазин 1/2001
предыдущая страница 45 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн следующая страница 47 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст