(Ответ читателю Г. Александрову.
“ЛМ" № 5 (34) 2000)
Уважаемый г-н Александров! С глу-
боким прискорбием сообщаю Вам, что
данные но динамическим головкам,
примененным в АС “Эстония 35 АС-
021", по-видимому, являются государ-
ственной тайной. Эти громкоговорите-
ли были разработаны специально для
указанных АС и более нигде не приме-
нялись (возможно, просто пн один раз-
работчик на них не польстился), а ре-
бята с “Пупанэ Рэт”, судя по многим
прочим их конструкциям, мыслили,
скажем так, нестандартно. Так что, если
у Вас нет возможности снять эти харак-
теристики самостоятельно, попробуйте
обратиться по месту изготовления: ес-
ли там, где был завод, еще не устроили
банк или бордель, быть может. Вам по-
везет. Особенно, если сумеете доказать,
что у Вас в роду сплошные эстонцы.
Пока же займитесь корпусом, это ни-
когда не лишнее: вскройте заднюю
стенку, поставьте распорки, ребра жест-
кости (одинокая штатная планочка на
задней стенке погоды не делает), оклей-
те линолеумом и, по возможности,
сверху — войлоком. Небольшие потери
во внутреннем объеме нужно компенси-
ровать звукопоглотителем — синтепо-
ном или чем придется. При этом возра-
стет показатель "гибкость воздуха", что
эквивалентно увеличению объема (а не
уменьшению, как пишут некоторые.
..) п
КПД. Вопрос, сколько добавить погло-
тителя, решается эмпирически, но наи-
более ровному воспроизведению басов:
это значит, восстановилась настройка
фазойнвертора (если она вообще имела
место, что более чем сомнительно). Пе-
реборщить здесь трудно: как правило,
бас приобретает некие благородные
нотки, когда звукопог.ютитель занима-
ет больше половины внутреннего объе-
ма корпуса, хотя возможны и другие
варианты. Только не сваливайте погло-
титель кучей: проследите, чтобы он по-
крывал противоположные стенки (это
ослабит стоячие волны) и чтобы оста-
вался проход от тыла НЧ-головки к
трубе фазоинвертора. Моя практика
показала, что нужно хорошо заполнять
п вну тренние углы, особенно в верши-
нах —
видимо, телесные углы работают
как рупоры (уголковые отражатели), и
вероятность появления нежелательных
резонансов повышается. И еще один со-
вет (тоже не новый и не лишний): затя-
ните окна днффузородержателя СЧ-го-
ловки поролоном, а лучше — пенополи-
уретаном толщиной 8 -10 мм: это еще
ни одной головке не повредило, зато
снизит ее добротность и избавит от
призвуков. Бокс головки тоже нужно
хорошо заглушить. Все это рецепты хо-
рошо известные, извините, что их напо-
минаю —
может, кто-то забыл.
.. 11а аку-
стическое чудо от “Эстонии" вряд ли
можно рассчитывать, по звук гаранти-
рованно станет лучше.
Фон в “Арктуре-006” обусловлен ря-
дом причин, и в случае использования
встроенного фонокорректора коммута-
ция не виновата —
дело в самом коррек-
торе, втом, что он вообще есть. 11рн такой
конфигурации очень трудно избежать
образования замкнутых контуров обще-
го провода - ведь он один и тот же для
массы и для сигнала, а часто и для экра-
нирующей обмотки трансформатора.
Кстати, именно трансформатор в “Арк-
туре” является основным источником <|к>
на, и не столько из-за полей рассеяния,
сколы
« 11
із-:іа маїнитостриківи і: пторя і к
у-
просту, он вибрируете частотой сети, и ату
вибрацию головка честно імх’ііронзводит
как сетевой фон —
выводы делайте самії.
Для начала попробуйте поставить транс-
форматор на ножки из толстой мягкой і*1-
зпны
и почуветвуйте разницу! Болос
глубокий и аффективный апгрейд требует
освещения в статье немалого обьема, на
чтоя не смею решиться без благословения
редакции, пока же сообщу Вам. что не-
сколько подобных статей, в том числе и
п|Х) “Арктур", было напечатано в журнале
“Радио”,— попробуйте связаться с ними.
<...> Однако продолжим рассказ о перво-
очередных мерах ію ст іггжеішк) фоі іа.
В “Арктуре" имеется целых три об-
щих провода: массы, питания и сигналь-
ный. Два последних из-за наличия фо-
нокорректора объединены, а надо было
бы сделать наоборот: общий провод пи-
тания соединить с массой и экранирую-
щей обмоткой, то есть с клеммой зазем-
ления. а уж ее — отдельным проводни-
ком — с клеммой “земли" усилителя
(кстати. Вы соединили эти клеммы?
| Знаете, | многие забывают, а потом жа-
луются на фон). Если в Вашем усилите-
ле есть фонокорректор, лучше исполь-
зовать его: эта конструкция не претен-
дует на суперсаунд: но уж точно не хуже
корректора “Арктура”, | построенного |
на дрянном даблчппе К157УД2. А глав-
ное. это поможет уменьшить площадь
общего провода, “сидящего" на сигналь-
ном, а в дальнейшем, при желании и
/
.
щ
іШ к .
мг.
возможности, вообще отделить сигнал
от “вертушки", что приведет к сниже-
нию фона. Пока же сделайте самое п|х>-
стое: штатный корректор отключите
вытащите предохранители с его платы
питання, и разомкните платы коректо-
ра н питания (разъем ХЗ); еще лучше
отпаять от гнезда “5 мВ” при провода,
выходящих из корректора: сигнал, по-
нятное дело, подается на усилитель с
этого же гнезда. 11о если Вы претендуе-
те на особо чистый звук, соединитель-
ный кабель придется заменить (на что
нам любезно указала редакция “AM”),
ведь теперь по нему идет очень слабый
сигнал н помехозащищенности старого
кабеля может не хва тить. Обычные, да-
же очень хорошие, межблочникн тоже
не подойдут
нужны специальные фо-
покабели. В 12-м номере "Радио" поме-
щены соответствующие рекомендации,
н том числе п рецепты для самостоя-
тельного изготовления вполне пристой-
ных фонокабелей с хорошей помехоза-
щищенностью. () прочих тайнах тонкого
“твикинга”, повторю, в небольшом пись-
ме не расскажешь, тем не менее на пер-
вое время этих мер должно хватить. Для
уже запутавшихся в моих словесах, еще
раз вкратце: 1) проверить, соединены ли
отрезком провода клеммы заземления
проигрывателя н усилителя; 2) “подве-
сить” трансформатор; 3) испытать “вер-
тушку” с внешним корректором от гнез-
да “5 мВ". В заключение обратите вни-
мание на "внешниефакторы": что будет,
если отодвинуть "Арктур" подальше от
усилителя? Может бы ть, он у Вас вооб-
ще стоит на работающем телевизоре?.
.
Желаю успеха.
Уважаемая редакция! Покорнейше
прошу нас помочь г-ну Александрову
в его законном желании наслаждаться
музыкой, а также положить конец тер-
минологической путанице с конденса-
торами, а то с легкой руки "AM" уже и
другие журналы рассуждают о “прохо-
дных" конденсаторах. Проходные кон-
денсаторы применяются исключитель-
но на высоких и сверхвысоких часто-
тах, то есть на мегагерцах и гигагерцах,
имеют очень маленькую емкость и ми-
нимум три “ноги”, как марсиане из
"Войны миров”. Такой конденсатор
должен иметь очень маленькую (лучше
нулевую) собствен і іую индукпі шюсть,
иначе с повышением частоты она рано
или поздно “запрет" конденсатор, пре-
вратив его в изолятор — на таких часто-
тах важна даже крошечная индуктив-
ность выводов. Значит, от выводов луч-
1/2001 АудиоМагазин 9
предыдущая страница 10 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн следующая страница 12 АудиоМагазин 2001 1 читать онлайн Домой Выключить/включить текст