^
испы тательный стенд
Однако у нас нет эталонного саб-
вуфера, к тому же интересно, как со-
относится сабвуферный бас с басом,
создаваемым достаточно дорогими и
хорошо известными читателю универ-
сальными акустическими системами.
“Genelec HTS-2" создан для басовой
поддержки менее масштабных систем,
например протестированных сегодня
мониторов “НМ-206”. Музыкальное
тестирование “HTS-2” также проводи-
лось в сравнении с четверкой басовых
секций “Q-90”. Чистоту эксперимен-
та поддерживал огромный запас мощ-
ности “Yamaha АХ-1050”: благодаря
ему токовая басовая разгрузка усили-
теля при использовании собственного
усилителя сабвуфера не приводила к
заметному изменению условий экспе-
римента. На кинофонограммах, элек-
тронной музыке, шумовых, эффект-
ных звучаниях преимущество "HTS-2"
было весьма ощутимо, в первую оче-
редь —
за счет большего звукового
давления на самых глубоких басах.
Переход на джазовую, джаз-роковую
музыку уравнял позиции тестиру-
емых, а на симфонических фрагмен-
тах, как и следовало ожидать, сабву-
фер уступил по натуральности баса,
что объясняется худшими переходны-
ми характеристиками.
Что ж, изделие полностью подтвер-
дило свое назначение, зашифрован-
ное в аббревиатуре “HTS”—
“Ноте
Theater Subwoofer".
Позволю себе маленькое лириче-
ское отступление о басах вообще и о
басе “HTS-2”—
в частности.
Желая обеспечить (с помощью саб-
вуфера или просто низкочастотной
секции АС) воспроизведение басового
регистра фонограммы
натуральной
музыки (симфонической, органной,
хоровой, джазовой и др.), нужно, по-
моему, учитывать несколько факторов.
Во-первых.
Есть ли бас в фонограм-
ме и что он из себя представляет?
Попытка “вытянуть" сабвуфером несу-
ществующий бас приводит к разруше-
нию натуральности.
Поясню. Полистав партитуру, ска-
жем. 12-й рапсодии Ф. Листа, можно
пометить все ноты, предназначенные
для тех или иных “басовых" инстру-
ментов и находящиеся в диапазоне
32-120 Гц, и убедиться, что даже у та-
кого любителя басов, как Лист, их
крайне мало. Так мало, что наличие
сабвуфера может показаться неоправ-
данным.
Во-вторых.
Помимо нотных тонов,
существуют гармоники и субгармони-
ки установившегося тона. Гармоника-
ми определяются обертоны (так назы-
ваемый обертональный тембр); суб-
гармоники на подсознательном уров-
не сильно влияют на формирование
впечатления о реальных акустических
инструментах. Их наличие в фоно-
грамме и точность воспроизведения
трактом (с точки зрения АЧХ, ФЧХ,
искажений) во многом определяют
совокупное качество аппаратуры. То
же можно сказать и о недискретных
спектральных составляющих, характе-
ризующих живое музыкальное звуча-
ние как процесс, содержащий этапы
атаки звука, его установления, затуха-
ния, реверберации и т. д. Эти состав-
ляющие занимают достаточно широ-
кие участки спектра, и их энергетиче-
ская плотность слабо затухает в том
числе и для частот, находящихся го-
раздо ниже устанавливающегося тона.
Поэтому, даже если в музыкальном
произведении
нет нот.
попавших в
полосу ответственности сабвуфера, он
не будет молчать.
В-третьих.
Басовое
содержание
фонограммы зависит от режиссера,
поэтому расширенные возможности
управления басовым регистром, пре-
доставляемые владельцу сабвуфера,
отнюдь не кажутся излишними.
Так, прогнав через кумулятивный
спектроанализатор
(элементарная
“примочка” к компьютеру) три интер-
претации Шестой симфонии П. И. Чай-
ковского, я заметил, что энергии со-
держащихся на дисках басов относят-
ся как 4:5:10! Не устаешь удивляться!
Особенно, если забыл, как было на
самом деле.
3. Мониторы “НМ-206”
3.1.
АС “Сепе1ес НМ-206”—
актив-
ные акустические системы, отличаю-
щиеся высокой мощностью и малыми
габаритами. Подробное описание пред-
ставлено в Приложении 2, с. 235.
Обращу внимание читателя на не-
которые любопытные особенности
мониторов “Оепе1ес".
1. Фирма выпускает мониторы про-
фессионального назначения: от совсем
небольших двухполосных до крупных
и тяжелых трехполосных систем. Все
они пользуются заслуженной любовью
и уважением у профессионалов. Мони-
торы “НМ-206" занимают в этом ряду
среднее положение, по своим техниче-
ским характеристикам, устройству и
внешнему виду полностью повторяя
профессиональную модель “1030А”. То
же можно сказать и о более крупной и
мощной модели “НМ-208".
2. Не следует удивляться гигантским
заявленным уровням максимального
звукового давления (соответственно
115 дБ и 120 дБ на пару). Эти значения
безусловно достижимы, как пишут в
паспорте “with music material”, особен-
но если для самых низких частот до-
ступ к головкам ограничить, так как их
присутствие может привести к раз-
демпфированию фазоинвертора,—
для
этого есть несколько возможностей. А
вот получить такие уровни на частоте
герц 60 да на синусе вряд ли удастся.
Нетрудно показать (см. “Подвал”), что,
зная объем ящика “НМ-206” (= 6 дм:<),
можно рассчитать максимальный уро-
вень создаваемого звукового давления
max spl = 104 дБ, ограниченный
мощно-
стью УМ
па синусоидальном тесте.
3.
Из прочих технических характе-
ристик радует довольно низкий заяв-
ленный уровень нелинейных искаже-
ний, особенно для “НМ-208”, причем
при значительном звуковом давлении
(90 дБ). Впрочем, это во многом объ-
ясняется наличием ФВЧ. ограничива-
ющего вредное воздействие на головку
самых низких частот.
3.2.
Элементарное тестирование
“НМ -206"
Мониторы мне хорошо известны, их
можно было и не тестировать. Даже
упаковочные коробки остались “про-
фессиональными”, и этикетка “НМ-
206” легла на них поверх “1030А”!
Тестировать
мониторы
надо в срав-
нении с
мониторами
же. Ниша профес-
сиональной и полупрофессиональной
аппаратуры, допускающей бытовое ис-
пользование, в этом классе заполнена
не столь плотно, как в классе активных
сабвуферов. Так, в уходящем 2000 году
популярными оказались малогабарит-
ные мониторы "Tannoy Reveal Active”,
а также мощные (до 500 Вт!) итальян-
ские мониторы в пластиковом корпусе
серии “Opera”. Однако возможности
сравнительного прослушивания с мо-
ниторами мне не представилось, и тест
проводился с хорошо известными на-
шим читателям обычными АС “KEF
Coda 7”, “Acoustic Energy АЕ1 Ser. 2” и
“B&WCDM1”.
Тестирование подтвердило возмож-
ность использования "НМ-206” в ка-
честве самостоятельного компонента
аудиотракта: они создают полноцен-
ное, яркое (в басовом регистре —
плотное и весомое), неокрашенное,
акцентированное звучание, велико-
лепно уравновешенное тембрально
при положении тумблеров кроссовера
в позиции “все наверх”.
Тембровая нюансировка “НМ-206”
имеет черты, характерные для головок
с мягкими небумажными диффузора-
ми, и отличается спокойной благо-
звучностью на большинстве фрагмен-
тов, исключая громкий женский во-
кал, который кажется резковатым.
94 АудиоМагазин 6/2000
предыдущая страница 95 АудиоМагазин 2000 6 читать онлайн следующая страница 97 АудиоМагазин 2000 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст