аудиоклуб
вращение от вала двигателя передает-
ся на диск при помощи ремня. Так оно
и есть
при прочих равных условиях
ременной привод всегда лучше, так
как выступает дополнительным стаби-
лизирующим фактором в нелегком де-
ле вращения диска. Кроме того, даже
при идеальном исполнении двигатель
все же шумит, и этот шум в прямопри-
водиой системе попадает на диск.
Наиболее радикальным способом
решения проблемы шума является
вынос двигателя за пределы шасси
привода, то есть устройство двигате-
ля в виде отдельного блока. Однако,
повторюсь, при прочих равных услови-
ях. В первую очередь, несомненно, при
сохранении качества двигателя и ка-
чества самого привода. К сожалению,
в нашем мире грешников, Атрейдйсов,
пацаков и прочих “хороших ребят”,
которые не пыот, нс курят и, будучи
отличными семьянинами, только и ду-
мают, как бы вас надуть, благие наме-
рения, как известно, часто вступают в
противоречие с их реальными послед-
ствиями.
Так, еще в середине восьмидесятых
многие английские производители
проигрывателей LP задумывались о
том, каких замечательных результатов
можно достичь, ежели но-мичурински
скрестить двигатель проигрывателя
компакт-дисков с ременным приво-
,дом. Великолепная идея, не правда
ли? Правда-правда, только вот дви-
гатели у проигрывателей компакт-
дисков бывают разными. Например, в
одних применяются подшипники вра-
щения из сапфира, а в других —
под-
шипники качения из дешевых спла-
вов. Я не специалист но двигателям,
но одно знаю точно: двигатели —
наи-
более уязвимое место дешевых проиг-
рывателей и "диекманов". Статистика,
собранная по ремонтным организаци-
ям всего мира, гласит, что самым сла-
бым местом недорогих компьютерных
CD-ROM-приводов (данные по ремон-
ту “диекманов" тщательно засекрече-
ны, однако нетрудно догадаться, что
они практически полностью совпадают
со статистикой CD-ROM) являются
их недорогие и плохие двигатели. За-
частую бывает так, что “двигатель
сдохла совсем”, как говорил Джа-Джа-
Биикс в российской версии перевода
“Скрытой Угрозы", то есть начинает
разваливаться, а
CD-ROM-привод
как ни в чем не бывало работает. Бла-
годаря умным схемам управления
двигателем, речь о которых шла выше.
Такой привод может пребывать в по-
луживом состоянии около полугола —
время вполне достаточное для оконча-
ния гарантийного срока, друзья мои.
И вот, дети, мучимые жадностью ве-
ликобританцы стали начинять свои
приводы двигателями от самых деше-
вых “диекманов” и, разумеется, сами-
ми модными схемами управления. В
подобном безобразии замечены наши
старые знакомые —.фирмы “Rega” и
"Pro-Ject”. Оговорюсь, речь идет о
“бюджетных” моделях, однако стои-
мость некоторых из них вполне сопо-
ставима с теми суммами, что просят за
начальные модели фирмы “Thorens”;
да и упоминавшаяся во второй части
трилогии замечательная по многим
показателям “вертушка” “SL-1200"
марки “Technics” стоит почти столько
же. В последней применяются двига-
тели такого же класса, как в дорогих
проигрывателях компакт-дисков, и
90% проигрывателей этой модели, вы-
пущенные в 1979 году, до сих пор ра-
ботают, во как! Что касается качества
двигателей в проигрывателях фирмы
“Thorens”, то здесь не о чем беспоко-
иться. Дело в том, что в семидесятых
фирма пережила настоящий кризис в
смысле качества двигателей —
де-
сятки тысяч (!) проигрывателей были
отбракованы. Результатом этого горь-
кого урока стало то, что начиная с
середины 80-х “Thorens” в своих изде-
лиях применяет двигатели отменного
качества.
Как и в проигрывателях “Linn" и
“Roksan”, двигатели фирмы оснаще-
ны более старомодными средствами
управления, нежели те, что применяют-
ся в “сидюках". Это синхронные двига-
тели переменного тока, скорость вра-
щения которых определяется частотой
питающего напряжения. Например, в
блоке питания “Lingo" фирмы “Linn”,
предназначенном для проигрывателя
“Sonclek LP 12”, синтезируется с высо-
кой точностью при помощи прецизи-
онного генератора собственное напря-
жение частотой 50 или 60 Гц, затем
сигнал усиливается до напряжения
120 В и подается на обмотки двигате-
ля. Несмотря на отсутствие “передо-
вых” технологий, эта система считает-
ся одной из лучших в мире.
Существуют еще более простые
системы —
на основе всего лишь доб-
ротного трансформатора, например
“Armaggedon" фирмы “Naim". Приме-
ром же схемы управления двигателем
на базе самых передовых, “компакт-
дисковых" принципов может высту-
пать внешний блок питания + двига-
тель “Gyrodec QC” фирмы "J. A. Mi-
chell”.
Кратко остановимся на ремне при-
вода. В дешевых проигрывателях он
изготовлен из резины и быстро утра-
чивает свои механические свойства
из-за ее высыхания. В хороших проиг-
рывателях ремень выполнен из проч-
ного шелка либо другой! качественной
ткани. Подумайте об этом —
если
раньше ремень для убогой “Веги”
можно было купить на каждом углу, то
где вы сегодня найдете новую “резин-
ку” для заморской "вертушки”?
Далее выясняется, что у диска име-
ется ось, вокруг которой он вращает-
ся. Там, где есть ось, должен быть и
подшипник. Чаше всего подшипник
контактирует с нижней частью оси
вращения диска, что прямо-таки пред-
писано земной гравитацией, однако
бывает и так, что подшипник располо-
жен между осью вращения и самим
диском. Последний вариант встреча-
ется в основном в прямоприводных
системах.
Подшипники делают из сапфира
или рубина —
что лучше, либо из
сплавов циркония, карбида вольфра-
ма и различных сталей - что хуже. Но
самым радикальным (и оптималь-
ным) является создание воздушного
подшипника с
помощью
мощного
компрессора. Именно такой подшип-
ник применяется в установке для ар-
хивирования старых записей компа-
нии “RCA”, описанной в первой части
трилогии. Аудиофилы, подобно поку-
пателям дешевых CD-ROM-приво-
дов, жалуются на шум, производимый
компрессорами, создающими воздуш-
ные подшипники для диска и (или)
тонарма. Ну что ж. в этом смысле са-
мый лучший механизм —
это сломан-
ный механизм, ведь он совсем не шу-
мит. Мертвые не кусаются, друзья
мои. Так или иначе, шум является не-
избежным спутником любой, даже со-
вершенной механики.
Диск. Как много в этом слове.
.. Счи-
тается, что диск должен быть просто
тяжелым. Чем тяжелее, тем лучше —
и
все тут. Это не так. Диск еще должен
равномерно вращаться, а для этого и
его масса должна быть равномерно
распределена в объеме. Если вы возь-
мете любой чугунный (а у нас в Со-
вдепии чугуна выплавлялось больше,
чем на всей остальной планете) диск
“савейской” “вертушки”, то непремен-
но обнаружите на нижней стороне
следы, оставленные сверлом наладчи-
ка. Вот таким нехитрым, да и не шиб-
ко эффективным способом пытались
решит!) проблему равномерного рас-
пределения массы. Если же вы возьме-
те серьезную “вертушку", то диск бу-
дет собран скорее всего из нескольких,
тщательно подогнанных друг к другу
элементов, возможно, из нескольких
дисков —
больших и маленьких, но
никак не из чугунных болванок. И
100 АудиоМагазин 6/2000
предыдущая страница 101 АудиоМагазин 2000 6 читать онлайн следующая страница 103 АудиоМагазин 2000 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст