аудиоклуб
привод должен быть хорошим, но и до-
пускающим некоторые компромиссы.
Давайте рассмотрим основные прин-
ципы работы совершенных приводов,
и разберемся с возможными компро-
миссами, системой приоритетов и раз-
дачей слонов.
Из чего сделан хороший
привод?
Начнем со слонов. Их у нас всего
три —
как в добрые допотопные време-
на, когда наши далекие иредки-итеро-
дактили даже в самых жутких кошма-
рах не видели “Пепси", двух Билли II
МРЗ. Итак, хороший привод должен:
а) крутить диск, на котором покоит-
ся проигрываемая с постоянной ско-
ростью пластинка, причем скорость
должна выдерживаться очень точно:
б) быть акустически мертвым, то есть
не отражать звуки, создаваемые иглой,
следующей по канавке пластинки, а
наоборот —
поглощать их, подобно то-
му как губка поглощает воду: в) быть
устойчивым к внешним факторам, та-
>
ким как вибрация, перепады напряже-
ния питания, “кривизна” места уста-
новки относительно горизонтальной
плоскости. Самые проницательные
читатели уже задали себе вопрос:
нет ли между этими тремя требовани-
ями противоречий? Отвечу: есть, и
много. Но! Большинство из них яв-
ляются следствием ошибок конструк-
торов, которые могли бы. зная зако-
ны физики, этих противоречий
Н С
создавать.
Первый слон
Любая машина —
это прежде всего
двигатель. Чем лучше двигатель, тем
большую точность вращения диска он
может обеспечить. К началу восьми-
десятых, то есть с наступлением эры
бытовых видеомагнитофонов и прои-
грывателей компакт-дисков, многие
решили, что проблемы, связанные с
двигателями, ушли в прошлое, ведь
появились точные схемы управления
ими с помощью фазовой автопод-
стройки частоты (ФАНЧ), в которой
используются суммарно-разностные
логические элементы и петля обрат-
ной связи для сравнения сигналов
датчика вращения и эталонного квар-
цевого генератора.
Развитие таких схем привело к воз-
никновению схем с применением опе-
ративного запоминающего устройст-
ва (ОЗУ), которое служит буфером
для системы регулирования линейной
скорости, с которой вращается двига-
тель. В них сигналы, характеризующие
частоту оборотов двигателя, вводятся
в память при неравномерной тактовой
частоте, а выборка сигналов из памяти
осуществляется при частоте, стабили-
зированной при помощи “кварца”. За-
тем разность адресных сигналов счет-
чиков ввода в память и вывода из нее
попадает в промежуточное ЗУ. где из
этой разности вырабатывается сигнал
для регулирования частоты оборотов
двигателя. В результате регулирова-
ния усредняемые во времени частоты
становятся почти равными. Сами дви-
гатели оказываются практически без-
ынерционными —
они мгновенно реа-
гируют на сигнал. Подобные системы
применяются как в высококлассных
японских проигрывателях грампла-
стинок с прямым приводом, например
в знаменитых “вертушках” марки “De-
non", гак и в самых обыкновенных про-
игрывателях компакт-дисков.
В аудиофилыюй прессе часто кри-
т
11
ку к)т п ря мои ри вс>д
11
ые п роигрыва-
гели за то. что даже при применении
вышеописанных систем управления
они все-таки остаются слегка “дерга-
ными” в сравнении с приводами, где
6/2000 АудиоМагазин 99
предыдущая страница 100 АудиоМагазин 2000 6 читать онлайн следующая страница 102 АудиоМагазин 2000 6 читать онлайн Домой Выключить/включить текст