Я
с огромным удовольствием про-
чптал п ап .к) дорогого Романа Ильи-
ча, более известного как Лорд Кипра,
о головках звукоснимателя. Заметки
написаны в отличном фндошном сти-
ле. столь же блестящем, сколь н опас-
ном, так как манера ота неотделима от
менторского тона и требует от автора
безукоризненного знання предмета,
иначе неизбежен непредусмотренный
комический аффект. Эрудиция уважа-
емого Ильича действительно достой-
на восхищения, и я почерпнул для
себя много нового и полезного, хотя
представленный текст и выгляди т ме-
стами весьма блохастым.
Если же ближе к существу дела, то
встречаются, например, такие фразы:
“Во всем мире «вертушки» называют-
ся «тпиаЫех». что в буквальном пере-
воде означает «вертящиеся столики».
Ну. во-первых. огЬіх аіпегісапих - еще
не весь мир: к примеру, немцы называ-
ют оту вещь “(Ш алль)іілаттеиншіі-
дер". Все ото оттого, что публика наша
из заграничных знает только англий-
ский язык, которого она также не зна-
ет. II поэтому, во-вторых: “стол"- ото
лишь первое из многих значений слова
шЫс (говоря т, образование
ото уме-
ние иолыоваться источниками), а дей-
ствительно буквальным переводом бу-
дет “планшайба”, сиречь горизонталь-
ный плоский диск, чему соответствует,
например, французское “ип іоигне-тіі.х-
циех”, хотя французы часто использу-
ют и короткое “ріаііпе". Таким обра-
зом. “весь мир” употребляет аналоги
понятий “проигрыватель" или “вер-
тушка". Впрочем, существа вопроса
ото также мало касается (откуда у ме-
ня ота ехидная въедливость
неужели
уже возрастное?). Давайте лучше зай-
мемся собственно моим любимым де-
дом, а именно
столоверчением.
Мое частное замечание к вел и ко-
лейной статье г-на І Іаінарппа касается
проблемы рокота, на которую я не-
вольно (с опытом) приобрел немного
иной взгляд. С детства нас учили, что
музыка
ото особая статья, а рокот
особая (о том же прямо пишет и В. Па-
шарпн). Сидит себе одпи-одинешенек
где-то па тридцати герцах и тихо гу-
дит, как чукча в свой варган. И если
подключить “столик” I Э П У 70-С или
(7-602 через Ф В Ч со срезом 40 Гц. то
рокот превратится в такую же мифи-
ческую фигуру, как чукча из анекдо-
тов. Дошло до того, что 30-герцевый
фильтр включили в международный
стандарт КЛАД, и мы это слушаем,
да еще называем “хай-эндом”. (Кстати
сказать, реальный — слышимый — за-
вал начинается гораздо раньше: уже
где-то с 60 70 Гц.) Дело здесь не в том,
что тракт .
.пинается ес тественного "ба-
сового дыхания”- у меня он “открыт
донизу”, и я уже не представляю се-
бе. как можно слушать музыку без
15.
. 16 Гц. I I даже не в том. что такой
фильтр имеет некую характеристику
фазы, критичный сдвиг которой ( ИГ)
можно заметить уже на деся гпкратиой
частоте
около 300 Гц. С этим прямо
связано и групповое время задержки
басов, и без того весьма неповоротли-
вых, с нелинейным нарастанием и уста-
новлением. Эти бякн Роману Ильичу,
конечно же, знакомы, и он, думаю,
возражать не станет. Главная же моя
мысль заключается в том, что рокот
огромная гадость, даже если он и не
заметен непосредственно на слух как
гул. Любой тупоухий отличит шум
движка от привычного гула сетевой
(квазп)епнуеонды. иначе говоря, ро-
кот
это не одинокий музыкан т с ра-
бочей частотой "(<л »ш||)/(Ю 1 широчен-
ный спектр всяких и всяческих помех.
к( гторые нм юс родствен
Н О
модул 11
ру ют
сигнал, придавая замечаемый многими
подъем высоким частотам, который
связан с дополнительными гармони-
ками, ин термодуля иней и искажением
импульсной характеристики
отсюда
Раиль КУИАФИИ
и
б
л
о
ш
к
и
вырастают и “цифровая" жесткость
аналога, и “микаэляновская" визгли-
вость струнных
(вовсе она
не от
припоя!). Еще интереснее рокот про-
является “внизу", замусоривая весь
бас и тем самым превращая его из
структурированного
в
неразборчи-
вый. что. опять же ненхоакустнче-
скн. приводит к его маскировке — не-
хватке низких частот и полному от-
сутствию для слуха самого низкого
баса. Эта маскировка
-
вовсе не-
шуточная:
мои
эксперименты
но
установке субъективно ровного ча-
стотного баланса для разных Э П У
с одинаковыми головками показали,
что разница приближается к 20 дБ!
Хотя бас, как и все остальное, записы-
вается на виниле куда лучше, чем на
поликарбонате, далеко не
каждый
продвинутый об этом знает, потому
что в паспорте на его “вертушку" за-
писано: уровень рокота (ппнЫе)
60
или
70 дБ.
Интересно, между прочим, узнать,
откуда берутся такие цифры. У бедно-
го Романа Ильича рокот оказался
вдвое больше заявленного, по это пу-
стяки
в конце концов, каждый ме-
ряет своей линейкой, хотя, как счита-
ется. все они прошли сверку с рабочим
эталоном. Но самую кривую линейку
придумала М Э К
она п принята за
стандарт. Чтобы получить приемле-
мую цифру, изготовители сначала спе-
циальным фильтром
срелают
рокот на
20 дБ. а потом измеряют и пишут то,
что осталось. Эта хитрая и очень удоб-
ная для фирм процедура называется
взвешиванием, а оправдывается мень-
шей чувствительностью слуха на низ-
ких частотах (хотя прежде всего это
относится к вашим любимым полоч-
ным АС вкупе с вашим любимым уси-
лителем с якобы коэффициентом якобы
демпфирования якобы сто). Причем
данный спад чувствительности напря-
мую зависит не только от частоты, но
н от абсолютного уровня того самого
рокота, так что никакой точности в
этих цифрах не може т бы ть но опреде-
лению, да и вообще, рокот в -7 0 дБ я
слышу великолепно, а такой же шум
пластинки -
нет, причем в области,
где согласно кривым равной громко-
сти заметность гораздо выше!
Да кстати: что, интересно, думают
электроника и акустика про пашу псп-
хофплософию и ухоиерппатетику?!
92 АудиоМагазин 5/2000
предыдущая страница 93 АудиоМагазин 2000 5 читать онлайн следующая страница 95 АудиоМагазин 2000 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст