аудиоклуб
диодом и фототранзистором,- при ко-
лебании тонарма в канавке пластинки
луч светодиода либо пресекается, либо
проходит на фототранзистор, обеспе-
чивая включение или выключение по-
следнего. Это оптическое устройство
связано с микропроцессором, который
управляет двигателем перемещения
тонарма. Микропроцессор вычисляет
положение тонарма на основе импуль-
сов, генерируемых шифратором: один
импульс равен 0,081255 мм пройден-
ного пути тонарма. Количество им-
пульсов для режимов автоматического
перемещения тонарма к центру пластин-
ки и его возврата программируется в
запоминающем устройстве микропро-
цессора таким образом, что первое рав-
но нулевому количеству импульсов, а
второе
1188 импульсов для долгоиг-
рающей (диаметром 30 см) пластинки;
для "сороканяток" же количество им-
пульсов составляет 770 для автозапу-
ска и 1196
для автовозврата.
Как видно, эти тонармы не отлича-
ются точностью. Прямо скажем, что
движение такого тонарма далеко не
всегда соответствует шагу записи, а
это вряд ли способствует продолжи-
тельной жизни пластинок. Следящее
устройство
на
основе
оптической
шторки
фуфло, ибо ошибка может
быть устранена лишь после того, как
она уже возникла. В тангенциальных
тонармах высшего класса применяет-
ся воздушный подшипник, благодаря
чему тонарм парит в потоке воздуха,
двигаясь иод управлением микропро-
цессора с точностью на несколько по-
рядков выше (количество импульсов
гораздо больше). Такие тонармы в ком-
плекте поставки имеют компрессор
для создания воздушного подшипни-
ка; они производятся фирмами "Clear-
audio" (Германия) и “Eminent Techno-
logy” (С Ш А ). Естественно, с точки
зрения общемеханических критериев
они также почти безупречны
регули-
ровка вертикального угла, например,
подразумевается сама собою и про-
исходите большой точностью. Многие
специалисты считают их лучшими в
любой ценовой категории. Почему же
до сих пор популярны рычажные то-
нармы “S M E”, "Graham Engineering” и
“Dynavcctor”, стоимость которых впол-
не сопоставима с имеющими минималь-
ную погрешность отслеживания канав-
ки тангенциальными технологически-
ми чудесами? Давайте разберемся.
Лучшие из лучших
Настало время поговорить о самых
хороших, но явно недешевых вещах.
Итак, среди наиболее авторитетных
производителей рычажных тонармов
высшего класса помимо наших старых
знакомых "SiVIE" и “Dynavector” мы
встречаем новое имя - “Graham Engi-
neering”
(см.
http://wwwtcris.coin).
Постоянные читатели журнала “Ste-
reophile" несомненно наслышаны о де-
ятельности основателя
и главного
идеолога этой фирмы Роберта Дж.
Грэхема. Грэхем прославился, во-пер-
вых. великолепными тонармами моде-
лей “1.5" и "2.0" и, во-вторых, резкой
критикой всего, что считается лучшим
на этом рынке, как тангенциальных
тонармов в принципе, так и длинных
12-дюймовых тонармов, прославив-
ших "SM E”. В вину последним Грэхем
вменяет большую инерционность и
необходимость применения тяжелого
и плохо управляемого груза-противо-
веса. Кроме того, не отрицая теоре-
тически меньшую угловую погреш-
ность считывания при использовании
12-дюймового тонарма, Грэхем обра-
щает внимание на то, что при недоста-
точно точной установке головки по-
грешность получается в полтора раза
больше против такого же случая с
9-дюймовым тонармом. Но мнению
Грэхема, производители должны учи-
тывать
невозможность
достаточно
точной установки головки ее владель-
цем. Вместе с тем Грэхем букваль-
но идет но стонам Робертсоиа-Эйкма-
на в том, что касается конструкции
трубки тонарма: во всех его тонармах
применяется принцип двух концент-
рических трубок, между которыми на-
ходится демпфирующий
материал.
Между тем, этот же принцип лежит в
конструкции тонармов “S M E ” серий
“IV ” и “V". выпускаемых еще с середи-
ны 80-х.
Вслед за “S M E ” Грэхем вытачивает
эти трубки из керамики, а это очень
трудоемкое и потому дорогостоящее
дело. Наградой покупателю этих до-
рогих изделий обоих производителей
является почти полное отсутствие ре-
зонансов. Тонармы с керамической
трубкой, заполненной поглотителем,
напоминают “акустический труп”, что
выгоднейшим образом отличает та-
кую конструкцию от любой металли-
ческой.
Утлеволокно, при мei Iяемое iхелы м
рядом европейских производителей
“безрезонансных" тонармов,
не сов-
сем. но мнению Грэхема, безрезонанс-
ный материал, он полагает, что кера-
мика много лучше. Главным же пре-
имуществом своих тонармов перед
сопоставимыми по цене детищами
“S M E ” Грэхэм считает сложную си-
стему подшипников
даже механизм
аитискейтннга в его изделиях пред-
ставляет собой подшипниковую кои-
струкцню. 13 вину же тангенциальным
тонармам Грэхем вменяет колоссаль-
ную трудность инсталляции такого
тонарма руками неспециалиста, плюс
вибрации,
которые создает насос,
формирующий воздушную подушку-
подшипник.
Если второе утверждение еще мо-
жет
претендовать
на
проявление
здравомыслия, то первое — чушь. Да.
де й ст в и те л ы і о, тан ге и ц и ал ь и ы с то-
нармы требуют постоянной подст-
ройки п заботы. Единомышленникам
мадагаскарского ленивца можно ре-
комендовать упомянутую выше труб-
чатую металлическую палку, не нуж-
дающуюся ни в каких регулировках
за отсутствием таковых. Я же, будучи
хорошо знаком с таким замечатель-
11
ым
11
редставител ем тан генциал ьн ы х
тонармов, как "ЕТ-2” фирмы “Emi-
nent Technology”, могу авторитетно
заявить, что комплект поставки этого
тонарма включает в себя все необхо-
димое для самостоятельной его уста-
новки на большинство популярных
“столов”.
С точки зрения удобства, способ-
ствующего точности
настройки
многочисленных регулировок,— вне
конкуренции, на мой взгляд, биакси-
альные рычажные тонармы “DV-507”
и "DV-505” фирмы “Dynavector". Эти
изделия быот конкурентов наповал
гем. что на них каждый регулятор чего
бы то ни было снабжен точной, легко
читаемой градуировкой, и вообще,
они производят впечатление тонар-
мов, продуманных самым тщатель-
ным образом.
Итак, мы выяснили главное: тонарм
должен быть не только набором инно-
ваций. но н дружелюбным к пользова-
телю прибором. Без соблюдения по-
следнего условия многие инновации
окажутся невостребованными, а ваш
великолепный, но ненастроенный то-
нарм будет жить собственной жизнью,
елозя дорогущим звукоснимателем но
вашей несчастной любимой пластин-
ке. Если вы видите тонарм в виде пче-
лы или звездолета “Энтерпрайз”, то
подумайте, что вам нужнее - тонарм
или звездолет, наконец. Выбирать то-
нарм надо, руководствуясь принципа-
ми, схожими с теми, что движут юве-
лиром, который приобретает станок
для обработки алмазов. Это точней-
шие регулировки с точнейшими же
градуировками, исчерпывающая до-
кументация в комплекте поставки и,
конечно, инновации в основе конст-
рукции. Куда же без них.
Ну а мы перейдем к приводам, то
есть к собственно “с толикам", в следу-
ющей части. ◄
90 АудиоМагазин 5/2000
предыдущая страница 91 АудиоМагазин 2000 5 читать онлайн следующая страница 93 АудиоМагазин 2000 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст