^
испытательный стенд
Я начал прослушивание с Moderato
из Девятой симфонии Шостаковича.
Фактура прозрачна, точнее сказать,
графична. Хотя композиция имеет
обычную для Шостаковича громкую
кульминацию, в целом преобладаю-
щий динамический нюанс —
piano.
Господствуют чистые тембры, часты
сопоставления
красок
различных
групп, миксты малочисленны. В нача-
ле части звучат два облигатных голоса,
порученные кларнетам, в сопровожде-
нии
pizzicato
струнных. Тракт передает
атаку различных инструментов с безу-
коризненной отчетливостью. И харак-
терності. щипка, которым извлекаются
звуки струнных, и различия кларнет-
ных штрихов
особенно выигрывают
от сопоставления благодаря одновре-
менности звучания.
Хочу подчеркнуть, что звукоизвле-
чеиие деревянных духовых отличает
то, что многие звуки, взятые различ-
ными штрихами —
с различной ата-
кой,—
нанизываются на одно дыхание,
складываются в целостную линию, об-
разованную выдохом
исполнителя.
Этот дуализм весьма успешно доно-
сится трактом: тракт сохраняет харак-
тер извлечения каждого звука, по не
преувеличивает его, не утрирует, а по-
тому слышна объединяющая все зву-
ки волна, чувствуется, как дышит
кларнетист. Иногда, при нажатии кла-
панов. некоторые нижние звуки клар-
нетов дают крохотное передувание1,
на микроскопическую долю секунды
возникает звук, лежащий дуодецимой
выше желаемого. Мне приходилось
слышать тракты, которые уничтожают
этот эффект, нередко он вычищается
из фонограммы режиссером: и напрас-
но, так как некоторые высококлас-
сные кларнетисты сознательно поль-
зуются подобным приемом, так сказать
бравируя эквилибристикой на грани
фальши. Наш тракт несколько раз
весьма тактично передал подобные
призвуки, что позволяет судить о его
замечательной чуткости к атаке.
Струнные штрихи, на мой взгляд,
особенно сложны для передачи аудио-
устройствами. Что касается тестируе-
мого тракта, то и в этом он вполне
удовлетворил меня. Не только разница
между
pizzicato
и
агсо
(извлечением
звука с помощью щипка и смычком)
передана превосходно, но также со-
хранена характерность всех многооб-
разных смычковых штрихов.
Отличие
pizzicato
от смычковых
штрихов далеко не так очевидно, как
1
Природа "нередунаиия" состоит н следующем: при
увеличении плотности воздушной струн звучащее
тело издаст вместо основного тона один из нату-
ральных призвуков.
может показаться па первый взгляд. В
тех случаях, когда звук берется корот-
ким движением смычка (острые штри-
хи во главе со
staccato
и особенно так
называемые прыгающие, при которых
смычок отскакивает от струны), он мо-
жет быть чрезвычайно похожим на
pizzicato.
Случается, что даже весьма
качественные тракты нс всегда позво-
ляют отличить
pizzicato
от острых
штрихов по атаке, особенно в нижнем
регистре. К чести нашего тракта, он эту
задачу выполняет прекрасно. Экстре-
мальный пример: в начале финала Пя-
той симфонии есть массивный микст в
басах, в котором принимают участие
низкие деревянные духовые и струн-
ные. Так вот, было превосходно слыш-
но, что струнные играют смычком
stac-
cato,
несмотря на то что они совмеще-
ны с весьма тяжеловесным “деревом”,
несмотря па гулкий регистр.
Но откуда же впечатление суховатой
звучности, о которой я говорил внача-
ле? Думается, оно связано с тембровы-
ми характеристиками тракта. В прин-
ципе, его тембровая палитра может
удовлетворить достаточно взыскатель-
ный слух, но мне она представляется
несколько схематичной, состоящей из
набора “простых” цветов, которым не-
достает оттенков.
Moderato из Девятой симфонии —
своего рода “парад чистых тембров”,
а потому на его примере удобно ана-
лизировать тембровые способности
тракта. Прежде всего, налицо яркий
контраст инструментальных групп.
Когда в конце части возникают аккор-
ды сперва деревянной духовой, а затем
медной группы, то эти вступления,
по контрасту с общим фоном преобла-
дающего струнного звучания, в про-
чтении
нашего тракта
производят
сильный эффект. Внутри групп все
обстоит иначе. Я нахожу, что тракт из-
лишне обостряет наиболее характер-
ные тембры, тембры же более дели-
катные, узнаваемые по топким от-
тенкам, слишком сглажены. В таком
подходе есть, конечно, целесообраз-
ность,—
ведь при оркестровке произ-
ведения композитор стремится выде-
лить
главенствующие
компоненты
фактуры яркими, броскими инстру-
ментальными красками. Но в тех слу-
чаях, когда важны нюансы, возникают
некоторые затруд нения.
Возьмем, к примеру, порученное
кларнетам начальное двухголосно из
Второй части Девятой симфонии. Ин-
струмснтовочный фокус, применен-
ный здесь Шостаковичем, состоит в
следующем: нижний, средний и верх-
ний регистры кларнета необыкновен-
но сильно отличаются друг от друга.
При этом средний регистр настоль-
ко бесцветен, что нередко его можно
спутать со звучанием другого инстру-
мента.
Поэтому в двухголосии из
Симфонии Шостаковича два кларне-
та в разных регистрах создают иллю-
зию звучания разных инструментов.
Один из кларнетов играет в среднем
регистре, с заходами в нижний. Высо-
коклассные музыканты ЗКР со вре-
мен первых исполнений Симфонии
традиционно сглаживают в этом месте
характерность низких звуков, пре-
восходно зная, что таким образом они
усилят эффект тембровой неопреде-
ленности, загадочности, созданной
Шостаковичем почти что из ничего.
Так поступал и кларнетист, участво-
вавший в настоящей записи,— об этом
я могу судить по облегченной
attacca,
применяемой
для
обесцвечивания
кларнетного тембра.
Тракт в данном случае пошел про-
тив музыки: он усилил характерность
крайних — особенно нижнего —
реги-
стров и совершенно обесцветил сред-
ний. Поэтому было слышно, что игра-
ют просто два кларнета, и по временам
они звучат довольно тускло.
Вообще, свойственная тракту обост-
ренность крупномасштабных тембро-
вых различий оборачивается нивели-
ровкой красок отдельных инструмен-
тов внутри групп, и особенно —
свойств
регистров каждого из инструментов.
В целом картина тембровых характе-
ристик тракта, по моим наблюдениям,
выглядит следующим образом. В мед-
ной группе особенно реалистичны и
узнаваемы трубы, тембры валторн и
туб иногда недостаточно отличают-
ся друг от друга. Вся струнная группа
передается единым тембром —
впро-
чем, уловить отличие между виолон-
челями и скрипками можно, но альты
и контрабасы тембрально малоузнава-
емы. В деревянной духовой группе
слишком сближены сходно окрашен-
ные регистры разных инструментов,
особенно —
средний регистр англий-
ского рожка и высокий фагота, чрез-
мерно выделяются флейты.
Отчетливость,
детализация
зву-
ковой атаки практически одинако-
во хороши во всем диапазоне —
снизу
доверху; может быть, басы бывают из-
лишне размягчены в
forte,
но посколь-
ку это впечатление возникает доста-
точно редко, я не могу поручиться, что
оно не связано с качеством записей.
Напротив, качество тембров, их ха-
рактерность и реализм заметно зави-
сят от громкости, регистра и даже от
плотности звучания. Зоны наиболь-
шей характерности и, одновременно,
реалистичности звучания (сходства с
48 АудиоМагазин 5/2000
предыдущая страница 49 АудиоМагазин 2000 5 читать онлайн следующая страница 51 АудиоМагазин 2000 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст