^
испытательный стенд
слушивапии
Ultravox
демпфирование
и так присутствовало: в виде режис-
серских компрессий, неизбежных при
неумелом наложении партий и одно
время даже модных. Наш безжалост-
ный тракт выявил все глупые ухищре-
ния и всю синтетику рок-музыки 80-х,
обнажив их словно искусственный
скелет в школьном кабинете биологии.
Хотелось лишь пожалеть тех, кто про-
должает отдавать свое время так назы-
ваемой компьютерной музыке старой
новой волны, поскольку даже чистая
передача сигнала при ее воспроизведе-
нии не радует и не поощряет к анализу.
Разумеется, можно было усилить же-
сткую составляющую в системе —
на-
пример, убрав резиновые прокладки
между стеклом и рамой стойки или
увеличив площадь опор, на которых
стоит стол проигрывателя. Можно бы-
ло смягчить звучание дополнительны-
ми “жидкостными” опорами “Clear-
audio” либо смазать фокус системы,
сняв с диска массивный прижим (он
же
выпрямитель поверхности ди-
ска) “Clearaudio”. Разумеется, в этих и
подобных случаях можно говорить
уже о хай-фиделизме или его проявле-
ниях, о различии между “винилом" и
CD и обо всем том, к чему все время
возвращаемся, говоря о не доведенных
до ума системах. 11о зачем?
Наша система В трактовала “воздух”
в лоб —
путем надстройки задемнфи-
рованных уровней. Безусловно, “V15”
и “Genelec” внесли немалую долю сту-
дийных объемов и сценической широ-
ты, чтобы не сказать отъявленного
американизма. Музыка была настоль-
ко несопоставима с первым случаем
(с воспроизведением системой А), что
казалась совершенно другой. Первой
реакцией было отторжение грубых,
мощных и угловатых гитарных поли-
вов Ричардса (на месте чистеньких
рубленых аккордов системы А) и во-
кала Джеггера с узнаваемой “прора-
боткой” на средне-верхних. Все каза-
лось слишком выпуклым, расплывча-
тым по размеру и густым но текстуре.
Представлялось, как трудно будет
жить с этим в типовой квартире. Но
это впечатление рассеялось, как толь-
ко слух свыкся с предложенной ему
новой системой ценностей и стал от-
крывать план за планом, опознавая ту
самую эшелонированную (и так далее,
см. выше) сцену, которая издревле
обозначает аналог. Нечто подобное я
слышал в старенькой монтажной сту-
дии “Радио России”, когда приносил и
перегонял на СТМах “болванки” для
передач “Эй-би-си Шоу”. Здесь уже
без дураков царил Его Величество
Аналог, во всем своем атмосферном
великолепии и с презрением к жестко-
сти и металлу всякого оптического
цифрового носителя. Тела и подача
инструментов были такие, какие ци-
фре просто недоступны. Возможно,
джазовым
корифеям
(диск
Гетц/
Джилбсрто) при этом недоставало де-
ревянных стеллажей сантиметровой
толщины,
вроде тех, что недаром
практиковал в 80-х “Revox”. Возмож-
но, не совсем оптимально (для моего
собственного вкуса) были выстроены
активные “Genelec",—
но система позво-
ляла раскрыть основные особенности
звучания проигрывателя, и их можно
было проследить в звучании. Вскоре к
немецкой педантичности “Clearaudio”
расхотелось возвращаться, в особен-
ности на музыке
Ultravox
и
Rolling
Stones.
Вокал Миджа Юрэ наконец-то
распрощался с визгливыми клавиша-
ми и клокочущей ритмикой, ослабло
обозначение стыков и накладок. По-
явилось прежде нс наблюдавшееся
пространство студии. Во втором слу-
чае перед взором встал недавний кон-
церт
“Роллитов”
в Москве. Группа иг-
рала очень пульсирующе, я стоял
близко к сцене.
.. Этот комплект вряд
ли облагородит классику, скорее за-
ставит ее звучать мощнее, нежели ей
положено. Но джазовый вокал в со-
провождении
комбо
приобретает
вдруг ритм, так что хочется прищел-
кивать пальцами и вообще надеть пуб-
личную бабочку критика Баташева.
Более того, в результате атмосферно-
сти системы на этом джазе появляется
устойчивый эффект открытой пло-
щадки, наподобие Зеленого театра в
ЦПКиО им. Горького.
После сравнения А и В возвращаем-
ся к А. В общем ничего не изменилось,
разве что возникла необходимость
адаптации к системе в течение не-
скольких музыкальных тактов. Толь-
ко система А теперь кажется еще бо-
лее комнатной, камерной и бытовой,
чем прежде.
Заключение
Почему студии не жалуют задем-
пфированные и отлично подвешенные
системы, с дыханием как на нашем
комплекте? Потому что эти качества
способны вовсе скрыть нюансы испол-
нения и сильно проявить некие сопут-
ствующие обстановке обертоны, а это
режиссеру ни к чему. Не вдаваясь в
странности вхождения студийной ап-
паратуры в нашу демонстрационную
систему, констатируем, однако, пра-
вомочность того и другого подхода.
Поскольку опыт позволяет мне благо-
получно вычленить звук (вернее, окра-
ску) проигрывателя (точнее, его стола
и
конструкции)
из
системы
уже
знакомых
компонентов,
постольку
этот эксперимент удался. Система А
звучит жестко именно в силу своей
общей жесткости —
и даже смена го-
ловок этого не изменит. Смена голо-
вки с ММ на МС способна усилить
фокусировку
партий
и
несколько
сгладить горбы на краях, но система А,
даже как она есть, представляет инст-
рументы и музыкантов, расположен-
ными лицом к слушателю, сидящему в
середине партера условного зала на
3000 мест. В этом смысле “воздух под-
пирает”
исполнителей
достаточно
зримо, хотя сцена кажется неизменно
вытянутой (как, скажем, в кинотеатре
или на авансцене при опущенном за-
навесе), так что подпирать по большо-
му счету нечего. Интересно, что даже
отдельный (активный) саб-бас раска-
тывается независимо от программы,
создавая причудливое фантазийное и
вместе с тем гораздо более реалистич-
ное впечатление, нежели па компакт-
диске.
То, что система В в принципе более
акустическая - поскольку более атмо-
сферная,—
определяется столом про-
игрывателя, который можно поста-
вить в иные условия с качественным
сохранением данной окраски. С уве-
личением глубины воспроизведения
басов получаем возможности имита-
ции ЗО-эффекта и —
теоретически —
большую выразительность и частот-
ную протяженность. На деле система
ограничена конкретной настройкой
(здесь можно нс только по-разному
выставить настройки “Сепе1ес”, но и
бесконечно улучшать воздухонереда-
чу известными материалами). Общий
“воздух”, однако, никак нс обтекает ин-
струменты, коим позволено распол-
заться в пространстве в большей сте-
пени и даже резонировать по сцене.
Проигрыватель
такого
типа
куда
больше реагирует на смену тонарма,
головки и (не дай Бог) привода. Бла-
годаря качествам плавающей развяз-
ки стола он в меньшей степени, но бе-
зусловно достаточно заметно реагиру-
ет на резонансы стойки.
Сегодня проигрыватель “винила"
способен благополучно имитировать
звучание цифровых форматов с завид-
ной степенью разрешения и быстро-
той передачи. Он способен также под-
черкнуть традиционный аналоговый
домашний облик звучания, вовсе не-
доступный цифровым носителям да-
же с введением схем и цепей “теплого”
звучания. При этом многие измеряе-
мые параметры проигрывателя “вини-
ла" остаются несущественными для
субъективного восприятия музыки. ◄
44 АудиоМагазин 5/2000
предыдущая страница 45 АудиоМагазин 2000 5 читать онлайн следующая страница 47 АудиоМагазин 2000 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст