испытательный стенд
i t
Владимир ЕЛБАЕВ
'ч____________________________________________________________________________~
Нет сомнения в том, что сегодня мы
совершенно иначе смотрим на проиг-
рыватель “винила”, чем в доцифровую
эпоху. Как никакой иной компонент,
“вращающийся стол” (turntable) явля-
ет собой поле брани между физиками
п лириками от аудио. Отталкиваясь от
измерений уровня шума, рокота, дето-
нации и —
самое главное —
от всевоз-
можных вносимых проигрывателем
искажений, первые резонно делают
ставку на оптико-цифровые носители.
Вторые, с уменьшением количества
аналоговых записей, еще упорнее дер-
жатся за “винил” и перестают доверять
первым. Однако никто не опозорит се-
бя утверждением, что назначение про-
игрывателя “винила”— по возможно-
сти аккуратно, безошибочно снимать
информацию и идеально равномерно
вращать диск. Прямой шаговый при-
вод при достаточной массе диска наи-
более стабилен, а тангенциальный то-
нарм не имеет осевой погрешности —
но не они пользуются наибольшим
спросом.
Нет сомнения и в том, что оба лаге-
ря при желании могли бы столь же ло-
гично и доказательно изменить своему
идеалу, что периодически и провоци-
руется индустрией для оживления
производства. Но покамест трудно ос-
порить две истины: первая —
в целом
“винил” звучит музыкальнее, нату-
ральнее. убедительнее, чем. скажем.
SACD, и вторая —
опытный эксперт
сам не верит в собственные лабора-
торные замеры, групповые слепые те-
стирования и прочая. Он осознает
пропасть, лежащую между его рабо-
той и реальностью и, как правило, ли-
бо ненавидит работу, либо не обладает
дома достойным звуком.
Нет сомнения, что при всем при том
лабораторные измерения сделали бы
честь данному “тесту поневоле”, по-
скольку их можно было бы эффектно
опровергнуть или покорно подтвер-
дить опытом прослушивания. Нако-
нец, лабораторные данные и тщатель-
ный анализ конструкции —
насущная
пища для особенного читателя этого
журнала. Но даже их отсутствие нс
должно поселять сомнения в изложен-
ном ниже, поскольку слушательский
опыт является основным, а ухо —
са-
мым чувствительным инструментом.
Итак, что считать наиболее сущест-
венным в проигрывателе “винила” и за
что платить деньги? Было время, когда
самым существенным считался при-
вод, потом —
развязка, затем —
геомет-
рия тонарма, и наконец —
головка.
Фактически хороший проигрыватель
представляет собой аудиостойку. И да-
же единственный ее аудиоэлемент
(головка звукоснимателя) подвержен
фактору резонанса тонарма, то есть —
влиянию конструкции стойки. Слово
стойка здесь не следует брать в ка-
вычки. поскольку резонансы, как пра-
вило, не заканчиваются на корпусе
проигрывателя, но отражаются и аудио-
рэком (или мебелью), где он установ-
лен. Итак, я утверждаю, что в проигры-
вателе “винила” наиболее важна конст-
рукция корпуса, поскольку она задает
степень “воздушности” звучания.
В винилово-концертную эпоху я
различал удары палочки о барабанную
кожу. Они могли быть сухими или тя-
желыми, смачными, густыми. Характер
их передавали “вертушки” в дере-
вянных корпусах и со стальными труб-
чатыми тонармами, хуже —
в компо-
зитных корпусах с так называемыми
тонармами низкой массы, в том числе —
с тангенциальными. Эта способность пе-
редавать усиливалась, когда на системе
удавалось получить дополнительный
“воздух” путем улучшения подвески
или демпфирования. Все это была чи-
стой воды инерционность, категориче-
ски отметенная цифровым форматом
и незафиксированная битами,—то, что
в известной шутке журнал “Stcreo-
phile" назвал “grease on the transients”1.
Мимоходом отметим, что ни джиттер,
ни ограничение динамики или частот-
ного диапазона не являются истинной
причиной массового разочарования в
формате CD. Если только не запи-
сывать “воздух” (“сало”, инертность)
в фонограмму в момент мастерин-
га (как происходит в процессе XRCD).
то получить это качество при воспро-
изведении CD практически нельзя, по-
скольку эзотерические подвесы транс-
портов вроде “Altis” и “Oracle” оказы-
вают минимальное влияние и скорее
всего —
лишь на аналоговую часть схе-
мы. Здесь справедливости ради стоит
упомянуть и “воздух”, возникающий в
результате особой эквализацин со сто-
роны неправильного, утяжеленного и
вообще виброопасного “катушечника”.
Известно, что сегодня изготовители
проигрывателей “винила” добиваются
1
Вязкость скачков.-
Ред.
воздушности и большей натурально-
сти, во-первых, благодаря примене-
нию органических материалов (с их
собственными благородными резо-
нансами), во-вторых, сочетанием ме-
талла и резины, пружин и сорботана
и т. д. Мне встречалась оригинальная
развязывающая платформа в виде бе-
резовой панели, стальных шариков и
порошка
силикагеля
(!).
Высший
класс проигрывателя “винила” опре-
деляется сочетанием в нем точечной
металлической опоры и жидкого вяз-
кого демпфирования на разных уров-
нях развязки. Последовательность та-
кова. Наиболее сильно вибрирующие
компоненты проигрывателя посыла-
ют энергию, вызывающую окраску
звука конкретным столом проигрыва-
теля. У одних проигрывателей стол и
другие элементы —
акриловые, у дру-
гих —
дело доходит до пробки или да-
же до практически бескорпусной кон-
струкции (не говоря о неправильных
геометрических формах), но так или
иначе окрашивание звука в проигры-
вателе происходит. Неверно думать,
что пробка вовсе не дает окраски. Эк-
зотические по форме корпуса тоже не
столько понижают действительные
резонансы, сколько порождают новые.
Это выражается в излишне обострен-
ном звучании, сходном с цифровым.
Далее звук можно “перекрасить",
установив проигрыватель на более
“активную” поверхность (массивный
дуб, клен, мрамор?). Когда вас устраи-
вает полученная сумма резонансов, вы
“отсекаете” (насколько эго возможно)
влияние внешнего окружения аппара-
та при помощи опор на шипах. Ласти-
ковый привод плох тем, что на этом
этапе вы вводите резину как изолиру-
ющий материал между двигателем и
системой. Это все равно что поставить
стол проигрывателя не на шипы, а на
гелеобразные подставки. То есть про-
исходит дополнительное окрашива-
ние (ощущением добавочного “возду-
ха”). Шипы, будучи точечной опорой,
не только отсекают аппарат, но тоже
окрашивают звучание, обостряя, су-
живая, фокусируя партии (фактически
уменьшая размер звукового образа).
Как всякий меломан, я в свое время
провел немало экспериментов (дурац-
ких, но полезных) с элементами про-
игрывателей “винила” и осознал всю
важность их грамотного сочетания.
Звук аппарата у меня ухудшался даже
5/2000 АудиоМагазин 41
предыдущая страница 42 АудиоМагазин 2000 5 читать онлайн следующая страница 44 АудиоМагазин 2000 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст