г
музыка
д о р о ж к а
н
И
т р и :
ш
о
/ с
о
е
фонотека: авторская рубрика Бориса Филановского
Габриэль Форе
Р еквием
М онт евер д и -хо р
O rch estre R évo lu tio n n a ire e t R o m a n tiq u e
Д и р и ж ер Дж он Элиот Г а р д и н ер
(+
хо р ы Ф о р е, С ен -С а нса , Д е б ю с с и , Р а в е ля )
звук: Марта д е Ф р а н си ск о , В и л л е м в а н Л ё в е н ,
Н и к о д е К онинг
"Philips Classics" 438 149-2
69:37
1994 год
Йоханнес Брамс
Н ем ецкий р е кв и е м
Крист иана О льц е, Д ж ер а льд Ф и н л и
хо р ы La C h a p elle R o ya le и C ollegium V ocale
“О ркест р Е л и с е й с к и х П о лей "
дириж ер Ф и ли п п Х е р е в е г
звук: Ж а н -М а р сьяль Г зла з
“horm onia m u m ii" IIMC 9 0 1 6 0 8
66:13
1996 год
Два реквиема и два дирижера — это
начало разговора не столько об инди-
видуальных особенностях композито-
ров или исполнителей, сколько о том,
что мы подразумеваем, когда говорим
“духовная музыка”, и как это можно
услышать и ухватить. Конечно, всякие
сравнения будут некорректны и субъ-
ективны. Самое лучшее - дополнить
картину, послушав кроме предлагае-
мых дисков
Реквием
Форе в исполне-
нии Филиппа Херевсга и
Немецкий
реквием
Брамса в исполнении Джона
Элиота Гардинера.
I
Зыбкие гармонические потемки — и
простота исполнения. Гардинер опро-
щается и одновременно, кажется, счи-
тает. что это — простота чувств. Форе
и сам искусно блуждает в собственной
гармонии. Музыкальная материя Ф о-
ре будто нечаянно соткалась из того,
что н поныне ноют во французских
церквях. Кстати, эго весьма отличает-
ся от немецкой прикладной музыки: в
Германии даже и в католических хра-
мах распевают сладкие гармонические
последовательности. Это Вах порабо-
тал. (Слово “бах" я ставлю как собира-
тельное имя всех, кто участвовал в
медленном
повороте к
музыке Но-
вого време-
ни, от суро-
вых ладов к
ясной и при-
ветливой
ак-
кордике.) Ф о-
ре немного ар-
хаизирует свой
язык, ведь
Рек-
вием
предназна-
чался им для бо-
гослужебного
применения. Чув-
ствуется,
что
и
Гардинер тщатель-
но подчищает все
зау сен цы-са нти мен-
ты.
Соло
Кэтрин
Ботт и Жиля Каш-
мея строго упорядо-
чены и регламентиро-
ваны во всем, что каса-
ется
манеры
пения;
всю чувственность певцы направляют
в сам тембр голоса.
Слушая Монтеверди-хор, поющий
реквием Форе, я наконец понял, поче-
му его пение (и, стало быть, облик Гар-
динера-хоровика) мне не нравится, на-
пример, в кантатах Баха, не говоря уже
о более ранней музыке,- и почему так
нравится здесь. Потому что они все
ноют из сегодняшнего дня. В саунде
Мон гевердп-хора как бы присутствует
толща хоровых опусов романтиков (в
том числе и представленных на этом
диске Сен-Санса. Форе. Дебюсси). Ну,
романтиков — это сказано неточно, но,
в общем, всего того, что было написано
после Великой Французской револю-
ции. Есть некая полнота (в смысле
тучность) тембра, округлость; и она
исподволь связывается с обмирщенно-
стыо послереволюционной музыки.
Вот, возможно, одна из причин резкого
неприятия Гардинера многими из тех,
кто ценит академических дирижеров
X X века. Обычно говорят, что Гарди-
нер дирижирует как-то школьно, “без
выражения" и т. и.;
однако подозреваю, что дело в под-
сознательном отторжении самого зву-
ка, производимого англичанином. Уже
потом отторжение хотят обосновать
I
I
говорят о “нехватке интерпретации",
забывая, что на сравнение с геми, у
кого “интерпретации хватает", прово-
цирует именно тембр.
Звуковой облик
Реквиема
Форе сча-
стливо совпадает с тембровым проте-
стантизмом Гардинера. Католик Форе
ему вроде должен противиться из сво-
его 1893 года, но эта плотность, даже
некоторая плотскость звука соответ-
ствует историческому расстоянию от
“настоящей" заупокойной мессы (меж-
ду двумя прилагательными так и хо-
чется поставить запятую!) до ее вдох-
новенной н возвышенной имитации.
Таким образом, если вы считаете
Реквием
Форе более достоянием
м у-
зыкальной
истории (то есть звукового
искусства, питающегося хоть бы и ду-
хом святым).-
тогда то, что делает
Гардинер, удовлетворит
вас.
Если
нет,
слушайте темный
Реквием
Форс
в
исполнении
Филиппа
Херевсга
( “harinonia mundi" s. a. IIM C 901292).
5/2000 АудиоМагазин 99
предыдущая страница 100 АудиоМагазин 2000 5 читать онлайн следующая страница 102 АудиоМагазин 2000 5 читать онлайн Домой Выключить/включить текст