аудиоклуб
А н а т о л и й Л И Х Н И Ц К И Й
говорящих
Х р о н и ка
1
C
J
P
ш ш л
Il
— PROLOGUE^. PART 2
(Leoncavnllo)
In
'
(Speed 00'
RICCARD O STR A C C IA R I
Baritone
W ith Orchestra
Н е т р у д н о с д е л а т ь у д и в и т е л ь н ы е
о т к р ы т и я , н о т р у д н о
с о в е р ш е н с т в о в а т ь и х н а с т о л ь к о ,
ч т о б ы о н и п о л у ч и л и
п р а к т и ч е с к о е з н а ч е н и е .
Томас Эдисон
Л и с т а я
с т а р ы е
а у д и о ж у р н а л ы ,
в д р у г о т к р ы в а е ш ь д л я с е б я , ч т о за к а -
к и е -т о 3 0 -4 0 л е т в н а ч а л е X X в е к а п о ч -
т и с н у л я б ы л а с о з д а н а м о щ н а я а у д и о -
и н д у с т р и я н , ч т о е щ е у д и в и т е л ь н е е ,
б ы л з а л о ж е н ф у н д а м е н т с о в р е м е н н о -
го “ х а й -э н д а ” .
О д н а к о
“ х а й - э н д ”
н а ч и н а л с я
н е
с' г р о м к о г о в о р и т е л е й , э л е к т р о н н ы х
л а м п и т р а н с ф о р м а т о р о в , к а к д у м а ю т
м н о ги е . Н е п о я в и с ь н а с в е т м е х а н и ч е -
с к а я з в у к о з а п и с ь и н е п о л у ч и о н а в
т е го д ы ш и р о к о г о р а с п р о с т р а н е н и я ,
“ х а й -э н д а " с е го д н я не б ы л о б ы .
В с в я з и с э т и м с п о р ы о т о м . к т о п е р -
в ы м п р и д у м а л м е х а н и ч е с к у ю з в у к о з а -
п и с ь , К р о и л и Э д и с о н , с м о е й т о ч к и
з р е н и я , с х о л а с т и ч н ы . Д л я н а с в а ж н е е ,
к т о ее п р а к т и ч е с к и о с у щ е с т в и л и сд е-
л ал д о с т о я н и е м м и л л и о н о в . И м я э т о го
ч е л о в е ка Э м и л ь Б е р л и н е р (Е . B e rlin e r,
1 8 5 1 -1 9 2 9 ).
О д н а к о н а ч н е м х р о н и к у с н а ч а л а .
3 0 а п р е л я
1 8 7 7 го д а Ш а р л ь К р о
(C h a rle s G ro s ), и з в е с т н ы й п о эт, п и с а -
т е л ь - ю м о р и с т ,
х и м и к ,
п е р е д а л
в о
Ф р а н ц у з с к у ю А к а д е м и ю н а у к п и с ь м о ,
о з а гл а в л е н н о е “ П р о ц е с с з а п и с и и в о с -
п р о и з в е д е н и я я в л е ш п й , в о с и р и н и м а е -
м ы х с л у х о м ".
В п и с ь м е а в т о р п о д р о б н о и з л а га е т
п р и н ц и п р а б о т ы у с т р о й с т в а д л я о с у -
щ е с т в л е н и я п о п е р е ч н о й з в у к о з а п и с и
на в р а щ а ю щ у ю с я п л а с т и н к у ( д и с к )
и л и в а л и к , а
т а к ж е у с т р о й с т в а д л я
в о с п р о и з в е д е н и я э т о й з а п и с и с п о м о -
щ ь ю с л е д я щ е й за з а п и с а н н ы м р е л ь е -
ф о м и гл ы , с о е д и н е н н о й с и з л у ч а ю щ е й
з в у к м е м б р а н о й .
Д о о г л а ш е н и я п и с ь м а в А к а д е м и и
га зе та “ L a S e m a in e d u C ie r g e " п о м е -
с т и л а з а м е т к у с е щ е б о л е е п о д р о б н ы м
о п и с а н и е м и з о б р е т е н и я К р о , гд е , в ч а -
с т н о с т и , б ы л у п о м я н у т п р е д л о ж е н -
н ы й а в т о р о м с п о с о б т и р а ж и р о в а н и я
з а п и с е й с п о м о щ ь ю к л и ш е , и з г о т о в -
л я е м о г о м е т о д о м га л ь в а н о п л а с т и к и .
С в о е и з о б р е т е н и е К р о н а з в а л
фоно-
графом.
П и с ь м о К р о б ы л о о г л а ш е н о
на з а с е д а н и и А к а д е м и и , н о н и к а к о г о
и н т е р е с а у у ч е н ы х н е в ы з в а л о , п о э т о -
м у в с к о р е е го о т п р а в и л и в а р х и в , а в -
т о р ж е б ы л з а б ы т .
П р и м е ч а т е л ь н о в э т о й и с т о р и и не
т о , ч т о Ф р а н ц у з с к а я А к а д е м и я н а у к
не р а з о б р а л а с ь и н е о ц е н и л а ге н и а л ь -
н о е и з о б р е т е н и е , а т о , ч т о К р о сд е л а л
е го , н е п р и б е г а я
к э к с п е р и м е н т а м ,
п о д т в е р ж д а ю щ и м в о з м о ж н о с т ь з а п и -
с и и в о с п р о и з в е д е н и я з в у к а . И н ы м и
с л о в а м и , э т о
и з о б р е т е н и е
п л о д
т в о р ч е с к о г о в о о б р а ж е н и я и л о г и ч е -
с к и х р а с с у ж д е н и й а в т о р а .
Н у ж н о п р и з н а т ь , ч т о К р о в ч е м -т о
с а м с п о с о б с т в о в а л с в о е м у з а б в е н и ю .
О н н е п р е д п р и н я л н и к а к и х п о п ы т о к
з а п а т е н т о в а т ь и л и к а к - т о р е а л и з о в а т ь
с о б с т в е н н о е и з о б р е т е н ие.
Н о и э т а и с т о р и я , с т р о г о го в о р я , не
н а ч а л о . М ы с л ь о в о з м о ж н о с т и ф и к с а -
ц и и з в у к о в и п о с л е д у ю щ е го и х в о с п р о -
и з в е д е н и я з а н и м а л а у м ы а л х и м и к о в
е щ е в с р е д н и е в е ка . П о з ж е , в о в р е м е н а
С в и ф т а , у ч е н ы е п ы т а л и с ь п о й м а т ь
з в у к в т р у б у , з а к р ы т ь ее с о б е и х с т о -
р о н , а з а те м , о т к р ы в , у с л ы ш а т ь о д н а ж -
д ы п р о з в у ч а в ш и й з в у к . Н у ч е м н с д о -
б ы в а н и е с о л н е ч н о г о с в е т а и з о г у р -
ц о в !1
П о д о б н ы е и д е и в о з н и к а ю т и
н ы н е . Я и м е ю в в и д у п о с л о й н ы й съ е м
* “Восемь лет он разрабатывал проект извлечения из
огурцов солнечных лучей, которые предполагал за-
ключить в герметически закупоренные склянки,
чтобы затем пользоваться ими для согревания воз-
духа в случае холодного и дождливого лета” (
Дж .
Свифт.
Путешествие Гулливера. М.
. 1976. с. 290).
з в у к о в с о с т е н п о м е щ е н и я , о к о т о р о м
п и с а л и в н а у ч н о -п о п у л я р н ы х ж у р н а -
л а х в с е р е д и н е 9 0 -х го д о в н а ш е го с т о -
л е т и я .
В н а у ч н о й ср е д е с ч и т а л о с ь о ч е в и д -
н ы м . ч т о м о ж н о у л о в и т ь и с о х р а н и т ь
з в у к в т р у б е , п о э т о м у с ф о р м и р о в а л о с ь
у с т о й ч и в о е п р е д с т а в л е н и е о т о м , к а к
с л е д у е т и к а к н е л ь з я з а п и с ы в а т ь и
в о с п р о и з в о д и т ь
з в у к и .
К р о
с в о и м
п и с ь м о м , е с т е с т в е н н о , не м о г р а з р у -
ш и т ь э т о т с т е р е о т и п . В е д ь в е го и з о б -
р е т е н и и з а п и с ы в а е м ы й з в у к с н а ч а л а
п р е в р а щ а л с я в м е х а н и ч е с к и е к о л е б а -
н и я . к о т о р ы е з а т е м ф и к с и р о в а л и с ь в
в и д е р и с у н к а . П р и в о с п р о и з в е д е н и и
э т о т р и с у н о к п р е о б р а з о в ы в а л с я в м е -
х а н и ч е с к и е к о л е б а н и я , к о т о р ы е и п р е -
в р а щ а л и с ь в з в у к . П о м н е н и ю у ч е н ы х ,
з в у к , п о д в е р г н у т ы й т а к о м у к о л и ч е с т -
в у п р е о б р а з о в а н и й , н е м о г с о х р а н и т ь -
с я и з а з в у ч а т ь в н о в ь .
И н т е р е с н о , ч т о н е к о т о р ы м и и с с л е -
д о в а т е л я м и . з а д о л го
до
и з о б р е т е н и я
К р о , с ц е л ь ю и з у ч е н и я з в у к а п р е д л а га -
л о с ь ф и к с и р о в а т ь е го на д в и ж у щ е й с я
п л о с к о с т и и л и в р а щ а ю щ е м с я б а р а б а -
не. и п о ч е м у -т о у н а у ч н о й о б щ е с т в е н -
н о с т и э т и п р е д л о ж е н и я н е в ы з ы в а л и
в о з р а ж е н и й . Т а к . в 1807 го д у а н г л и й -
с к и й ф и з и к Т о м а с Ю н г ( T h . J o ü n g )
о п и с а л с п о с о б з а п и с и к о л е б а н и й к а -
м е р т о н а п а п о в е р х н о с т и п о к р ы т о г о с а -
ж е й в р а щ а ю щ е го с я б а р а б а н а . Р а с с к а -
з ы в а ю т . ч т о с н а ч а л а в м е с т о к а м е р т о н а
Ю н г и с п о л ь з о в а л х р у с т а л ь н ы й б о к а л ,
а в к а ч е с т в е п и ш у щ е г о п е р а п р и с п о -
с а б л и в а л ш и п о т р о з ы .
И д е я з а п и с и б е з м е х а н и ч е с к о й с в я -
з и з а п и с ы в а ю щ е г о “ п е р а ” с о з в у ч а щ и м
т е л о м п у т е м у л а в л и в а н и я з в у к о в ы х
к о л е б а н и й , п е р е н о с и м ы х
в < > зд ухо м ,
п р и н а д л е ж и т Л е о н у С к о т т у
(L e o n
S c o tt) и д а т и р у е т с я 18 57 го д о м . О н с о -
з д а л п е р в ы й а п п а р а т с м е м б р а н о й и
у л а в л и ва ю щ и м з в у к
11
э л л
11
п с о м д о м .
4/2000 АудиоМагазин
79
предыдущая страница 80 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн следующая страница 82 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст