испытательный стенд
З
а
п
и
с
ь
к
о
н
и
е
о
т
а
н
а
CD-рекордере
"Yamaha CDR-S
1 0 0 0
"
2
июня этого года мне удалось сде-
лать экспериментальную запись с
концерта в Большом зале Санкт-Пе-
тербургской филармонии. В тот вечер
ЗКР АСО под управлением Ю. Темир-
канова исполнял Седьмую симфонию
Бетховена и Концерт для скрипки с
оркестром Сибелиуса (солист — Н и-
колай Цнайдср, талантливый молодой
скрипач из Дании). Звукозаписываю-
щий тракт включал следующие ком-
поненты.
1. Микрофоны. “Nevaton”: “М К -4 8 ”
(основной, стерео — в зале), “М К -4 9”
(два — на сцене в центре), “М К -4 16”
(солист); “Shure 98А” (два — деревян-
ные духовые), “AudioTechnica А ТМ -
35" (два — по краям сцены) и один
“Shure”' с круговой диаграммой (для
панорамы — в глубине зала). Все мик-
рофоны размещались на стойках раз-
личной высоты.
2. Микшерский пульт "Soundtrack
Topaz”.
3.
Рекордер
компакт-дисков
“Yamaha CDR-S1000".
4. Межблочный кабель "AudioQuest
Emerald" (1,0 м). Безымянные микро-
фонные кабели (балансные).
5. Головные телефоны мониториого
типа “AKG 340”.
1
Модель узнать не удалось.
6.
Professional
Recordable
Audio
Compact Disc “Memorex C D -R 80 min”.
В процессе записи
не применялись
никакие виды обработки (динамиче-
ская, психоакустическая, ревербераци-
онная или частотная), за исключением
небольшого ограничения ВЧ по четы-
рем входам дополнительных микро-
фонов (“Shure 98А” и “AudioTechnica
А ТМ -35”). Это была вынужденная ме-
ра — данные модели имеют неважное
соотношение сигнал/шум, поскольку
предназначены для снятия сигнала с
близкого расстояния (обычно их кре-
пят на раструбе духовых инструмен-
тов). С микшерского пульта сигнал по-
давался прямо на аналоговый вход
“Yamaha CDR-S1000”. Уровень записи
удалось выставить очень удачно; не
было ни одной перегрузки (хотя ино-
гда пиковые значения почти достигали
нулевой отметки), и его даже не при-
ходилось подстраивать на ходу.
Судя по всему, самым слабым зве-
ном в тракте записи были микрофоны.
Если “Неватоны" оказались довольно
приличными, особенно учитывая их
стоимость (самый лучший, “М К -4 8 ”,
можно купить за 470 долларов), то
“Shure 98А" и "AudioTechnica А ТМ -
35”. конечно, малопригодны для по-
ставленных целей. Но других не на-
Валерий КО ЗЫ РЕВ
шлось. а без дополнительных микро-
фонов, к сожалению, было не обой-
тись: сцена очень широкая и весь
оркестр просто не помещался в диа-
грамму направленности кардиоидных
“Неватон М К-48". Возможно, исполь-
зуя хорошие микрофоны (например,
сферу “Schoeps SFM 6"), удалось бы
сделать качественную запись из одной
точки. Каков был вклад микшерского
пульта в ухудшение звука, осталось
неясно. Скажу лишь, что пульт этот
очень старый. Наиболее понятным
элементом тракта был рекордер ком-
пакт-дисков
“Yamaha
CDR-S1000",
изучению которого положил начало
М . Сергеев ( “A M " № 3 (32) 2000.
с. 76), а продолжение рассказа о нем
ждет вас в дальнейшем (речь пойдет
о записи с виниловых пластинок).
Записанный таким способом ма-
стер-диск2 заслуживает особой мар-
кировки: не “A D D ”, не “A A D ” и даже
не предложенной А. М. Лихницким
“A-*-D",— а просто "D". Вкратце рас-
скажу о том, как звучит эта фоно-
грамма. Сопоставлять живое звуча-
ние концерта с его записью я считаю
бессмысленной
затеей
(слишком
многое теряется и слишком сильна
зависимость
от
тракта
воспроиз-
ведения), и потому для адекватного
сравнения я выбрал несколько “эта-
лонных”, или скорее “опорных", ком-
пакт-дисков, наиболее близких по
духу и по содержанию к испытывае-
мому мастер-диску.
1. Debussy. Images. Elgar. Enigma
Variations.
Berliner
Philharmoniker.
James Levine ( “Sony Classical" SK 53
284). Фонограмма записана на кон-
церте в Берлинской филармонии в
1992 году. Многомикрофонная запись.
"D D D ” (20-битовый тракт плюс “Su-
per Bit Mapping").
2.
Best
of
Denon
One
Point
Recordings ( “Denon" C D 27000923
X ). Сэмплер выпускаемой “Denon"
коллекции дисков DVD-video с за-
писями классической музыки. Диск
содержит третью часть Седьмой сим-
фонии Бетховена. Запись сделана из
одной точки, по-видимому, с двумя
микрофонами.
3. Beethoven/Sibelius: Violin Con-
certs.
Francescatti. Oistrakh ( “Sony
Classical" SBK 47 659). Цифровой ре-
мастеринг (“A D D ") записи 1959 года
Концерта Сибелиуса.
1
Здесь и далее записанную мной фонограмму я
буду условно называть мастер-диском.
4/2000 АудиоМагазин 75
предыдущая страница 76 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн следующая страница 78 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст