испы тательны й стенд
Константин НИКИТИН
Акустические системы
" Т + А
T A L - 1 4 0 "
При прослушивании использовались: проигрыва-
тели
компакт-дисков
“Yamaha
CDX-1060“,
“Marante CD-17 K.I.Signature’ ; полные усилители
“Copland CSA-8’ , “Yamaha AX-1050”, “Marante PM-17
K.l.-Signature", ‘ Exposure X Super R"; усилитель
мощности
“Classe Audio CA-200”; AC “KEF Q-90",
“Jamo 507”.
Осмотр показывает: солидное, под-
черкнуто сдержанное, чрезвычайно
массивное (49 кг) изделие. Чтение
паспорта, вложенного в упаковочную
коробку, не дает никаких цифр. Даже
номер модели
( “T A L -140")
можно
О II
р е д е л и т ь
только по шиль-
дику.
Зато
из
книжечки узна-
ем очень много
интересного:
о
том, что “Т+А"
не ищет простых
путей в электро-
акустике и что
у фирмы на во-
оружении целых
шесть (!) типов
акустическо го
о ф о р м л е н и я .
Кстати, в том чи-
сле одно такое, о
каком мы с Лушей
даже не слыхива-
ли (см. рис. I).
Остается лишь догадываться, что
“ТАК'— это transmission
absorbing
line,
а вот что такое “140”: длина “line" или
что-то еще,— нам неведомо.
Мы с И. А. Алдошиной уже знако-
мили
читателя
с
акустическими
оформлениями “лабиринт” и “транс-
миссионная линия" (см. АМ № 4 (27)
99, с. 155).
Напомним, что “лабиринт” позволя-
ет бороться с главными недостатками
оформления “акустический подвес"
("закрытый корпус компрессионного
типа")1
методами, подобными тем, ко-
торые предлагает фазо инвертор, давая
сходные результаты. Сходные, но но
одинаковые. Если в фазоииверторе
инверсия фазы колебания от задней
стенки диффузора до фазой пверсиого
1
Недостатки НЧ-оформления “акустический иод-
вег": потеря энергии излучения задней поверхности
диффузора; повышенные искажения на частоте соб-
ственного резонанса: невысокий КПД на низких ча-
стотах.
отверстия происходит за счет
инерционности (сдвига фаз)
в колебательной системе с
со-
средоточенными параметра-
ми,
то лабиринту для набе-
га нужной фазы требуется
определенная длина - в нем
разыгрывается
волновой
про-
цесс.
С точки зрения сторон него
наблюдателя лабиринт и фа-
зоинвертор имеют лишь два
принципиальных различия.
Первое:
на частотах ниже
частоты
настройки,
когда
длина лабиринта становится
меньше четверти длины вол-
ны излучаемого сигнала
X,
лабиринт
раздемпфирует
диффузор постепенно н не
так “злобно", как это делает
фазоиивертор. Это хорошо.
Второе:
если фазоинверс-
ная труба прекращает рабо-
тать на частотах заметно вы-
ше частоты настройки, стано-
вясь в большинстве случаев
непрозрачной, лабиринт оста-
ется активным па ЗА./4, 5Х/4,
IX/А
и т. д„ что придает АЧХ
колебательный характер. Это
плохо.
Трансмиссионная линия
тот же лабиринт, только счи-
тается (терминологически),
что в ней борются с побочными мода-
ми колебаний: либо выбирают особый
хитрый профиль сечения линии, либо
используют поглотители побочных
высокочастотных колебаний. В "TAL-
140” используется трансмиссионная
линия с абсорбентом (поглотителем).
На рис. 2 показан разрез корпуса
“T A L -140". Впечатляет плотная, аку-
стически мертвая мелковолокнистая
ДВ11. на боковых стейках достига-
ющая толщины 38 мм, а также проч-
ные распорки, канал трансмиссион-
ной линии, придающий корпусу
до-
полнительную прочность, активное
использование различных звукопо-
глощающих материалов. Хорош и ка-
бель внутренней разводки, особенно в
СЧ/ВЧ-звене.
Более подробное исследование нач-
нем с 114-секции. Частотные зависи-
мости величины хода диффузора и
Рис. 2. Конструкция корпуса АС “Т А М 4 0 ” :
а)
вид сбоку;
б)
вид сверху
“продувки” трубы трансмиссионной
линии (Т Л ) показаны на рис. 3.
Интересная картинка, заставляет
задуматься.
Во-первых,
заметно увеличивается
скорость убывания величины хода
диффузора на частотах 120-160 Гц и
выше, что говорит о том, что убы-
ванию начинает способствовать еще
один
механизм: фильтр НЧ-звена,
имеющий где-то в этой области часто-
ту' среза. Чрезвычайно низкая частота
среза позволяет относиться к “ТАБ-
140" как к системе с сабвуфером: ВЧ-
бас-суиербас, а не ВЧ -СЧ-Н Ч.
Это дает АС огромные преимуще-
ства: несмотря на свои габариты, они
могут эксплуатироваться в весьма
4/2000 АудиоМагазин 63
предыдущая страница 64 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн следующая страница 66 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст