испытательный стенд
Кое-что о котах в мешке
Акустические
системы
“Energy
А2+2" являются “младшими”, самыми
небольшими и сравнительно недоро-
гими в линейке “Audissey", включаю-
щей также системы “АЗ+2” и "А5+2".
Понятно, что на этот рал объектом
самого пристального внимания для
меня оказался неплотный матерча-
тый мешок,
намертво
1
нацепленный
на колонку и стянутый сверху симпа-
тин и ым,
и рямо-та кн
толстовс к
11
м
шнурком. (Оригинальный способ не
допускать до изделия очумелые руч-
ки потенциального исследователя.)
Главная особенность всей линей-
ки
дипольная конфигурация С Ч /
ВЧ-звепа излучения. Иными словами,
если какой-то комплект головок смот-
рит с лицевой напели АС па слушате-
ля. то такой же комплект, за исклю-
чением, быть может, сабвуфера или
фазопивсрсиых груб, смотрит в про-
ти вополож ну ю сторі )иу.
Диаграмма направленности имеет
форму “восьмерки", что и позволяет
искателям аналогий именовать такие
АС дипольными.
Первая мысль, возникающая при
виде таких АС: надо разделить комна-
ту надвое, поставить АС посередине, а
слушателей разбить на две равноцен-
ные группы
но одной на каждое уш -
ко восьмерки. Самые продвинутые
дополнят систему дипольным телеви-
зором с двумя опиознтиыми кинеско-
пами. а впоследствии, быть может, и
дипольным холодильником и кое-ка-
кими сантехническими приспособле-
ниями тоже дипольного характера.
Если серьезно, то дипольный излу-
чатель — не новинка. В СССР они по-
дробно исследовались в связи с необ-
ходимостью озвучивания помещений,
в которых может возникнуть акусти-
ческая обратная связь микрофон
АС, но к нашей задаче эти исследова-
ния никакого отношения не имеют
микрофонов у нас нет.
Зачем же нужен дипольный излуча-
тель?
Если и существует ответ па зтот
вопрос, то он потребует небольшого
экскурса в элементарные основы сте-
реофонии.
Представьте себе, что вы слушаете
скрипичный дуэт. Скрипка А характе-
ризуется сигналом /,(г ) и неким на-
правлением прихода звуковой волны.
Скрипка В
fi(l)
и другим направле-
нием. Каждое ухо получает два сигна-
ла. различающихся как по временной
структуре, так и по направлению при-
хода. и человек легко анализирует си-
1
Можно Гнало іюиі.гпітьої снять, но страшно.
туацию, с закрытыми глазами ука-
зывая. откуда доносится каждый звук.
Если вместо человека установлена
двухмикрофонная система, то па каж-
дый микрофон также пос тупает по два
сигнала. Однако микрофон
не ухо. и
записанный на носитель сигнал левого
капала /д(Г), конечно, несет информа-
цию о / , и
/,,
но извлечь ее без потерь
уже не представляется возможным.
При прослушивании мы заменили ре-
альные сигналы, достигающие ушей,
на иные и тем самым свели реальную
ситуацию к иллюзорной. Стереофо-
ния лишь эксплуатирует способность
человеческого слуха к частичному
восстановленпю стереопанорамы по
сигналам
l\(i)
и /л (0. излучаемым АС
и несущим (с потерями) информацию
о каждой из скрипок.
Несмотря на кажущуюся простоту
и доступность иллюзии, возникающей
при стереофонии, мне, например, ка-
жется удивительным, что слух спосо-
бен определить
направление
на какой-
либо кажущийся источник звука (ска-
жем. фагот) в записи симфонического
оркестра, когда его амплитудная со-
ставляющая /|( /)
просто тонет
в ма-
скирующем сигнале, который харак-
теризует остальной ансамбль! Впро-
чем. как говорит М . А., извлечь сам
фагот, даже без указания направле-
ния, из толпы инструментов слуху, на-
верное, нс проще.
Иное дело — так называемая бифе-
нил.
Здесь микрофоны вставляются в
уши искусственной головы (изнутри)
и слышат они именно то, что достига-
ло бы барабанных перепонок потенци-
ального слушателя, расположись его
голова на месте головы искусствен-
ной-. Если теперь усиленные сигналы
с этих микрофонов /•',(/) и
!',(!)
подать
соответственно палевый и правый го-
ловные телефоны, то при удачном сте-
чении обстоятельств слушатель, на-
девший эти телефоны, ощутит
такую
стереофонию, которая ему и не сни-
лась!
Степень иллюзорности подобного
бпфонического мероприятия гораздо
ниже, чем в обычной стереофонии:
сигналы,
уже обработанные ушными
раковинами
и прочими атрибутами
искусственной головы, без пересадки
доставленные прямо в уши. требуют
от слушателя гораздо меньшего вооб-
ражения для восстановления реаль-
ной картины происходящего.
Итак, нам надо понять, что мы име-
ем дело с
обычным двухканальным
стерео,
где важную роль играет целый
ряд привходящих факторов:
- Мо к|>аймси М(‘|к*. гак хочется верить airmjmi плен.
полноценность и выраженность
исходной стереофонической панорамы:
- бережность переноса реальной кар-
тины в двухкапальпую фонограмму, то
есть принятая стратегия записи и гра-
мотность работа звукорежиссера.
Следует отметить, что в формирова-
нии стереофонической панорамы (в
конечном счете — в сознании слуша-
теля) многое зависит от реверберации.
Реверберация (в простейшем пони-
мании)
это процесс, обусловленный
наличием
непрямых
путей доставки
акустических волн от источника к уху
слушателя.
Реверберация принимает активней-
шее участие в формировании звуко-
вого образа, в первую очередь его сте-
реолокализационных характеристик.
Суть замысла толкового звукорежис-
сера заключается в том, что он пыта-
ется (расстановкой, характеристика-
ми микрофонов и др.) донести до пас
не только звук, создаваемый источни-
ком (например, ансамблем), но и звук
реверберирующего окружения.
Воссоздание исходной стереофо-
нической
панорамы, характеризуе-
мое восстановлением как кажущихся
источников звука, так и кажущегося
реверберирующего окружения (есте-
ственно
частично, иллюзорно) про-
исходи! при прослушивании двухка-
нальпой записи в конкретных услови-
ях. 11 степень, характер, достоверность
этого воссоздания в огромной мере за-
висят от акустических свойств
поме-
щения прослушивания,
то есть от этих
коп креп I ы х услош I й.
Изменяя эти свойства (время ревер-
берации. соотношение направлений
прихода основных и отраженных сиг-
налов и др.). можно достигать самых
разнообразных эффектов.
Так, например, если обычную хоро-
шую стереозапись слушать в безэхо-
вой камере, то можно заметить, ч то о т-
лично сохраняется лишь право-левая
ориентация кажущихся источников
звука. Ориентация вверх-вниз ослаб-
лена, вперед-назад
почти пропадает.
Хороший звукорежиссер, выбирая
условия записи фонограммы, предус-
матривает характер помещения про-
слушивания. Например, он знает, что
в помещениях 6 х 4 х 2 м со временем
реверберации 0,25 с при традицион-
ном расположении АС его запись вы-
зовет
оптимальную иллюзию
: инстру-
менты расположатся неплохо, “воздух
зала" (реверберация) при прослуши-
вании проявится.
По: никогда нельзя забывать, что
игра в домашнее двухканалыюе сте-
рео
не более чем увлечение иллю-
зией.
4/2000 АудиоМагазин 41
предыдущая страница 42 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн следующая страница 44 АудиоМагазин 2000 4 читать онлайн Домой Выключить/включить текст