f r .
гостиная "фонограф*
Ч еты ре в о п р о с
s r
у г у
Н
е каждый день происходят
события, подобные тому, что
имело место
30
апреля
в
Петербургской филармонии, когда в
программе "Дебют дирижера" Заслу-
женным коллективом республики Сим-
фоническим оркестром филармонии
дирижировал.
.. семидесятилетний пре-
зидент Совета директоров фирмы
“Sony" Норио Охга. В неторопливой и
по-восточному обстоятельной манере
он провел концерт, состоявший из со-
чинений Дворжака (Увертюры “Кар-
навал”, Виолончельного концерта и Д е-
вятой симфонии “Из Нового света”),
чем дал повод критикам, собравшимся
ради светских впечатлений, позлосло-
вить о его “дилетантизме ". На самом
деле дирижер он профессиональный,
выступал и записывал диски со всемир-
но известными Венским и Израильским
оркестрами. После концерта коррес-
понденту “AM ” удалось встретиться
с г-ном Охгой. “Только два вопроса -
Охга-сан очень устал”,— предупредил
выступавший в роли переводчика и се-
кретаря представитель фирмы “Sony"
в Москве. Однако Президент оказался
более щедрым и ответил на четыре во-
проса.
"A M ".
Oxi а-сан, каковы ваши впе-
чатления от работы оркестра на репе-
тициях и на концерте?
Н.
О.
Самые замечательные. Это
высокопрофессиональный коллектив,
понимающий все-все буквально с по-
луслова и полужеста. Работать с ним —
истинное удовольствие.
"A M ".
Записывали ли вы компакт-
диски?
Н. О.
Да, несколько. Я записал 40-ю
симфонию Моцарта с Венским филар-
моническим оркестром, “Неокончен-
ную" Шуберта — с Берлинским.
..
"A M ".
Как вам удается совмещать
напряженную работу в качестве пре-
зидента фирмы “Sony” с профессио-
нальным дирижированием?
Н. О.
Дирижирование я считаю своей
первой профессией. Этому я обучал-
ся в Токио, Мюнхене и Берлине. Но в
возрасте 22 лет я пришел в рекламный
отдел компании “Sony” и начал зани-
маться бизнесом. Поначалу эту деятель-
ность удавалось совмещать с художе-
ственной. Но, как говорит пословица,
нельзя носить две шапки сразу — в
29 лет я возглавил фирму и был вы-
нужден сделать выбор. Впрочем, я по-
обещал себе и предупредил компанию,
что весь принадлежу делу только до
60 лет, а затем вернусь в искусство. И
вот теперь, я не скрою от вас, мне уже
70, я продолжаю работать президентом
Совета директоров компании, но раз в
год делаю себе такой подарок — дири-
жирую, как сегодня.
"A M ".
Бы тует мнение, что в нашу
эпоху, которую многие считают эрой
звукозаписи, живые концерты обрече-
ны отступить на второй план. Вероят-
но, взаимодействие “живой” и “консер-
вированной" музыки гораздо сложнее.
Каков ваш взгляд на эту проблему?
Н. О.
У нас в Японии, да и во всем ми-
ре, наблюдается обратное: публика, осо-
бенно молодежь, все чаще предпочитает
концертное впечатление прослушива-
нию дисков. Именно поэтому, кстати,
запись дисков непосредственно с кон-
цертов стала сейчас гораздо привлека-
тельнее для слушателей, чем студийная.
Никакому техническому совершенству
не заменить магии живого звука.
При рассмотрении любой проблемы
существует, по крайней мере, две точ-
ки зрения. Можно, замкнувшись в про-
фессиональном снобизме, ратовать “за
чистоту рядов” и требовать, чтобы
концертные залы держали марку и
предоставляли свои коллективы толь-
ко знаменитым дирижерам. Но можно
взглянуть на это иначе. Если даже та-
кой признанный мастер, какая был
Н. С. Рабинович, считал дирижерскую
профессию шаманством, быть может,
не стоит полагать, что мы до конца
понимаем, что есть власть профессии
в дирижировании
ведь новое в жизни
и в искусстве часто делается имен-
но стараниями увлеченных. Важно
другое
есть повод позавидовать ком-
пании “Sony”: если важнейшие для фир-
мы решения принимает м у з ы к а н т,
ей несомненно принадлежит будущее.
Работу за дирижерским пультом
президента Совета директоров компа-
нии “Sony" можно оценивать как угод-
но, но интересно, как чувствовал бы се-
бя там президент “Philips”или “JVC”.
С Норио Охгой беседовала
Ольга Скорбящеиская.
94 АудиоМагазин 3/2000
предыдущая страница 95 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 97 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст