Rcoustic Energy
Rcrotec
Rtacama
RTC
RudioQuest
Rural Symphonies
Balanced Audio Technology
Basis
Bryston
Cary Rudio Design
С. E. C.
Chord Electronics
dCS
Dynavector
Energy
Esoteric Audio USA
Gryphon
Hales
Mark Levinson
Myryad
Nordost
Ortofon
Piega
Platinum Rudio
Plinius
Solidsteel
Sonus Faber
Spendor
Stax
Sun Rudio
System Rudio
Tannoy
Theta Digital
UJadia Digital
происхождения. Угорский же научился полифонической
изоритмической свободе у замечательной пианистки и кла-
весинистки Надежды Иосифовны Голубовской.)
Наконец, последнее, чем облик Гульда оказал особое воз-
действие на российскую публику, было его неприятие
современной концертной индустрии, основанной на тира-
жировании однажды полученных результатов. Именно так —
как вызов конкурсно-политическому истеблишменту —
восприняли в Петербурге уход Гульда с концертной эстрады
в 1964 году. На самом деле, причины были более сложными.
Он говорил о своем желании уйти с 1957 года. В 1962 году
он писал своему другу Хампфри Бертону в Лондон, что, как
только закончится следующий сезон, он не будет больше да-
вать публичных концертов: "Я говорил о подобных планах с
18 лет, и часть публики не воспринимает их всерьез, но на
этот раз все будет действительно так". В 1964 году он в по-
следний раз выступил публично и отныне сосредоточился
на работе в звукозаписывающих студиях “СВС” и в своей
собственной студии звукозаписи в Торонто. В пространных
эссе сам он объяснял свой уход от концертирования истори-
ческими причинами — концом эры концертного исполни-
тельства и наступлением эры звукозаписи. Субъективными
же причинами, подтолкнувшими его к этому решению, бы-
ли причины психосоматические. Уже в 90-е годы были
опубликованы дневники Гульда, где раскрылась история его
борьбы с профессиональным и общим заболеванием невро-
логического характера. Ему было мучительно трудно играть
из-за болей в шейном отделе позвоночника.
.. Потому-то
всюду он возил специальный стул, на котором можно было
играть полулежа. Долгое время он лечился у ортопедов, не-
вропатологов, проходил курсы массажей, инъекций.
.. Со-
стояние не улучшалось — и в 1962 году он был вынужден
отменить несколько концертов в Филадельфии. (Его заме-
нил Ван Клиберн, который не без юмора ответил дирижеру
Ю джину Орманди, все время называвшему его Гленн: "Не
извиняйтесь - я так высоко чту Гульда, что мне необычай-
но приятно и почетно именоваться подобным образом”.) В
1965 году знаменитый Владимир Горовиц, маг и чародей ро-
мантического фортепиано, вернулся на концертную эстраду
после продолжительного молчания и словно бы занял ва-
кантное место “первого пианиста мира”. Гульд был встрево-
жен этим и по-детски стремился Переиграть Горовица на его
поле, включив в репертуар и записав коронные номера ве-
ликого артиста — Седьмую Сонату Прокофьева п Третью
Сонату Скрябина. Но вряд ли это может быть названо побе-
дой. Прокофьев и Скрябин Гульда интересны своим экспе-
риментаторским духом, но “смешной" Горовиц таинствен-
ным образом вышел победителем в схватке с интеллектом
Гульда. В чем тайна Горовица. Гульду не суждено было уга-
дать. Да он и не пытался более — он шел своим собственным
путем вплоть до смерти от инсульта 4 октября 1982 года.
..
“Для многих музыкантов и сегодня Гленн Гульд является
символом, своего рода Бобби Фишером фортепиано. По-
добно эксцентричному шахматному гению, он был удиви-
тельным талантом, рано удалившимся от света. Подобно
Бобби Фишеру. Гульд создавал свои собственные правила,
шел собственным путем, не заботился о том, что о нем ду-
мает мир, и закончил тем, что подчинил его своей воле.
Неудивительно, что он воплощал все то, что воодушевляет
молодых. Так же как и Бобби, оставшийся легендой даже
после того, как он проиграл Борису Спасскому в Рейкьяви-
ке в 1972 году, Гульд остался легендой даже для тех, кто ни-
когда его не слышал”5. ◄
•’ Там же.
предыдущая страница 93 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 95 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст