a u d i o q u e s t
m
T h e t a D ig it a l
T + A
ZEMFIRA-CONSUMER
эксклюзивный дистрибьютор:
AUDIOQUEST, PIEGA, THETA DIGITAL,
ARGENT ROOM LENS, PRECIDE, T+A
Тел./факс: (095) 938-5351, тел.: 938-6122
e-mail: zemfira-cons@ mtu-net.ru
w w w .zem fira-cons.ru
вероятно, восхищало еще больше. Ведь для России, как и
для тоталитарной Германии того времени было характерно
справедливо подмеченное Томасом Манном недоверие к
стихийному, иррациональному, романтическому
всему,
что насаждалось официальной идеологией как почвенное,
народное искусство. Гульд приехал в удивительный момент —
никогда ни до, ни после не было так велико осознание
огромной этической ценности м ы с л и. чистой и не ди-
скредитировавшей себя соглашениями с властью. Русские
слушатели Гульда, сделавшие ему славу во всем мире,— это
те самые знаменитые русские "физики", которые потом бу-
дут вести нескончаемые споры с “лириками”. (И з этой сре-
ды в профессиональный музыкальный мир пришел, к при-
меру, Эдисон Денисов.) Именно благодаря их подпольной
звукозаписи мы и узнали Гульда. Концерты в Москве были
записаны live — и сольный, и оба с оркестром (ре-минор-
ный баховский и Второй бетховенский). Ни одна из этих
записей не была официально разрешена к трансляции до
смерти Гульда, но они широко транслировались по радио,
пиратским способом переписывались, циркулировали среди
студентов и любителей музыки, которые упивались его ин-
терпретациями. Андре Шифф, известный пианист, вспоми-
нает: “Я жил в Венгрии в 1960-х. Это было очаровательное
темное времечко, лучше, чем в 50-е. но мы все еще были
полностью изолированы от мира. Мы должны были играть
Баха на экзаменах и играли — в ужасающе скучной манере,
очень пыльной, с огромным количеством педали, своего ро-
да «фуги, освещенные лунным светом». И вот пришли гуль-
довские записи, и они были столь живые, столь ритмически
интересные, упругие, было в них что-то джазовое. Они дей-
ствительно освободили нас. <.
..> И все записи были из Рос-
сии. Я думаю, что записи эти были самыми прекрасными, го-
раздо более удивительными, чем его поздние студийные”2.
Мое поколение — не имевшее непосредственного контак-
та с Гульдом — не только получило мощный заряд по на-
следству (как генетические мутанты), но н установило свою
собственную связь с великим пианистом через аудио- и ви-
деозапись. Уступая в энергетической зараженности, такая
связь все же являлась более сфокусированной и предпола-
гала собственную активность слушателя. Только тут-то и
началась, по всей вероятности, настоящая жизнь, подлин-
ное функционирование гульдовского мифа.
“Любой пианист или специалист в фортепианной игре,
посетивший Россию, бывал атакован русскими пианиста-
ми, желающими знать в с е о Гленне Гульде. Они хотели
иметь как можно больше его записей, переписывали их, по-
купали, занимали или пиратски крали. Они переписывали
телевизионные передачи, которые он вел. Они имитирова-
ли физическую манеру его игры и моделировали по его ти-
пу интерпретации Баха, и они верили в необычайно стиму-
лирующую силу его творчества”3.
Первой важной чертой русского мифа, отличающей его
от мифов прежнего времени, был подчеркнутый антиро-
ман т и з м. Дело не только в том, что репертуарные прист-
растия Гульда, как в капле отразившие интересы молодежи
50-х годов X X века, были направлены к
краям
историче-
ских эпох, к
центру без центра,
то есть к Баху, старым ма-
стерам и современным композиторам, и миновали освоен-
ную прежними поколениями романтическую культуру.
В конце концов, сегодня такая вкусовая ориентация уже
стала обыденной и никого не шокируют гульдовские изре-
чения, что "Шопен, вообще говоря, был довольно посредст-
венным композитором” или что "Бетховен обязан своей ре-
2 Там же.
3
Гарольд Ш ёнберг.
Великие пианисты. От Моцарта до наших дней. М.
. 1987.
предыдущая страница 91 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 93 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст