г
музыка
Г у
Л Ь Д !
Ольга СКОРБЯЩ ЕНСКЛЯ
В
мае 1957 года п Россию приехал скромный и почти
никому в мире, кроме редких специалистов, неизве-
стный канадский музыкант.
Эго был Гленн Гульд, ставший своего рода культурным
послом - первым классическим музыкантом с североаме-
риканского материка, приглашенным играть в Москве и в
Ленинграде после “снятия железного занавеса”. Его пер-
вый концерт прошел 7 мая в Большом зале Московской
консерватории и состоял из типичной для пианиста про-
граммы: Фуги из “Искусства фуги” и Шестой Партиты
И.-С. Баха, Сонаты Бетховена, ор. 109, по.ЗО и Сонаты
Берга. Публика остолбенела. Она никогда не слышала Ба-
ха и Бетховена, исполненных с такой живостью и иконо-
борчеством. Что же касается Сонаты Берга, то это был
абсолютно новый опыт для русских, поскольку двенадца-
титоновые сочинения официально были объявлены дека-
дентскими и запрещались к исполнению в Советском Со-
юзе. Вальтер Хомбургер из “Торонто Стар" писал: “.
..после
перерыва крики «браво» раздавались но всему залу, и ог-
ромная корзина голубых хризантем была преподнесена и
установлена на сцене.
.. Следующим вечером, 8 мая. успех
был еще большим (<Гульд> играл с прославленным М о-
сковским филармоническим оркестром Концерт Баха
б-пю11), а когда через три дня он выступал в Зале Чайков-
ского с Гольдберг-варнацнями, Интермеццо Брамса и Тре-
тьей сонатой Хиндемита, зал был набит битком. Москвичи
бросились к телефонам, чтобы предупредить своих ленин-
градских друзей и родственников о приезде экстраорди-
нарного музыканта.
.."
“Вальтер Хомбургер свидетельствовал, что Гульд был
чрезвычайно доволен своим приездом в Россию и считал
эти гастроли кульминацией своей концертной карьеры”. Но
позже музыкант признавался, что такое неистовое проявле-
ние восторгов и лести было подавляющим п чуть пугаю-
щим. “Он Считал, что допустил много «наслоений в плохом
смысле этого слова» в интерпретации Баха, приспосабливая
его к огромным залам: «Все эти динамические подъемы,
C r e s c e n d i
и
diminuendi.
которые не являются необходимой
частью формы, костяка музыки, не позволяют передать
смысл адекватно. Причина в том, что я играл в очень боль-
ших залах, которые не были предназначены для исполнения
музыки Баха несомненно, и старался донести музыку до по-
следнего слушателя верхнего ряда балкона». 11арадоксаль-
но, но позже Гульд чувствовал вину и стыд за свой самый
большой жизненный успех, обнаруживая исполнительскую
тревогу перед лицом энтузиазма русской аудитории”1.
Так думал Гульд. А что же русская публика?
Для нее музыкальный мир перевернулся, и время разде-
лилось на эпоху "до Гульда" и “после него” (по выражению
Л. Е. Гаккеля). Многие вновь и вновь переживали момент
чудесного явления Гульда народу. Видимо, действительно,
тогда, в Малом зале Ленинградской и Большом зале М о-
сковской консерватории, в момент непосредственного кон-
такта Гульда с аудиторией, случилось нечто невероятное,
почти мистическое, заставляющее вспомнить то, что про-
изошло на горе Фавор или вспышку сверхновой, и облу-
ченные этой гульдовской энергией навсегда сохранили
в крови ту повышенную дозу радиации, что отличает его
искусство. Даже учитывая, что триумф Гульда в России
имел множество внешних причин — не будем забывать о
времени предчувствия больших политических и культур-
ных перемен, о долгих десятилетиях изоляции от мира,—
нужно признать, что для столь восторженного принятия
были и более глубокие основания. Гульд удивительно резо-
нировал с исконным стремлением российской интеллиген-
ции к раскольничеству, к отказу от авторитетов — и к ин-
теллектуальной отваге самостоятельного выбора пути.
Оторванные от всего мира, живущие в постоянном страхе и
в подчинении строгой традиционной иерархии, в том числе
профессиональной, русские слушатели восхищались сме-
лостью и свободой, недоступной, быть может, им самим. То.
что эта свобода принимала форму интеллектуальной аске-
зы, а не выступала в доступно-эмоциональной оболочке,
1
П ит ер О свгиы).
Экстаз и трагедия Гленна Гульда. Нью-Йорк. 1997.
3/2000 АудиоМагазин 89
предыдущая страница 90 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 92 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст