ных проводов я догадался не сразу.
Звуковая сцена обрела резкость, не
утратив детальности. Такой звук мне
понравился гораздо больше, чем циф-
ровая копия. А с точки зрения теории
получившийся результат — артефакт,
и рационального объяснения ему я
предложить не могу.
Эксперименты с рекордером шли
долго, и я успел хорошо с ним позна-
комиться. Сначала хочу отметить по-
ложительные стороны.
Процесс записи в любой момент
можно остановить, диск вынуть, а по-
том спокойно возобновить запись.
Правда, пока не сделана финализация,
“видеть” этот диск может только сам
“Yamaha CDR-S1000”, воспроизвести
на обычном проигрывателе его не
удастся.
Компьютерный
рекордер,
кстати, не позволяет осуществлять за-
пись в несколько приемов. То есть
можно провести и вторую, и третью
сессию записи, но как быть с воспро-
изведением потом — большой вопрос.
Во всяком случае, обычному проигры-
вателю CD мультисессионная запись
едва ли понравится.
Не сразу стал мне ясен смысл регу-
лировки уровня при цифровом копи-
ровании. Оказалось, что при сведении
нескольких фонограмм на один диск
уровень стоит подровнять, иначе бу-
дет неприятно слушать. Лучше это
сделать вручную, но есть и автомати-
ческий регулятор, названный почему-
то “эффект". Наблюдения за сигнала-
ми показали, что под этим псевдони-
мом скрывается обычный компрессор
(рис. 4). Сигналы с низким уровнем
усиливаются, с высоким — ослабля-
ются, в результате уровень выравни-
вается. Инструкция, прилагаемая к
“Yamaha CD R-S1000”, рекомендует
использовать эту функцию при запи-
си дисков для автомобиля. Вполне, на
мой взгляд, разумное решение.
Интересно было сравнить возмож-
ности рекордера и компьютера. О фи-
нансовых аспектах этого вопроса мы
уже говорили, перейдем к звуку.
Методика испытаний проста: ана-
логовый
сигнал
с
выхода
“ТЕАС
PD-H 400” записывается на “Yamaha
CDR-S1000" и на жесткий диск ком-
пьютера.
Меня даже удивило, какое высокое
качество звука получается, если де-
лать запись на компьютере при часто-
те дискретизации 96 кГц. По общему
впечатлению — не хуже, чем то, ко-
торое обеспечивает “Yamaha C D R -
S1000”, правда, с оговоркой: файл с
жесткого диска надо еще перемести на
CD-R, а произвести эту операцию без
потерь очень трудно.
0
О » 0
, 80^йГл ^
Емкость жесткого диска компьюте-
ра при записи с Е, = 96 кГц, к сожале-
нию, расходуется очень быстро, но ка-
чество звука эти расходы компенсиру-
ет. Тем более что свободное место на
винчестере, как выяснилось, нужно
только в процессе записи. Потери ка-
чества звука после пересчета файла на
частоту дискретизации 44,1 кГц оказа-
лись не слишком заметными, а места
такой файл занял вдвое меньше.
Запись, сделанная с частотой дискре-
тизации 44,1 кГц. получилась хуже, чем
пересчитанная из 96 кГц: звук высох,
щетки стали походить на метелки, а
тарелки — на кухонную посуду. Объ-
яснить это явление я также не берусь.
В попытках выявить собственные
свойства звуковой карты я послушал
звучание в разных режимах. Карта
умеет преобразовывать цифровой сиг-
нал с выхода компьютерного диско-
вода C D в аналоговый, но в качестве
музыкального этот режим я рекомен-
довать не могу. Получается, конечно,
лучше, чем при использовании ЦАПа.
встроенного в C D -R O M , но дрова, что
еловые, что березовые — они дрова и
есть, скрипку из них не сделаешь. Э го
означает, что одним компьютером для
музыкальных занятий не обойтись,
придется купить еще проигрыватель
CD. и вот мы снова вернулись к фи-
нансам.
Но кроме качества звука и цены у
аппаратуры есть другие свойства. К
одному аппарату рука сама тянется, а
другой стоит забытый, в угол задви-
нут. Хороша компьютерная звукоза-
пись, столько всяких возможностей —
глаза разбегаются. Но руки ищут чего-
нибудь попроще.
.. Чтобы кнопку на-
жать и не думать ни о чем. Тут-то в
руки и просится рекордер “Yamaha
CDR-S1000”.
..
Конечно, в сравнении с хорошим ка-
тушечным магнитофоном рекордер
выглядит бледновато. И с проигрыва-
телем грампластинок тягаться ему то-
же трудно. Слух мой радуется, когда
алмазное острие начинает свой бег по
виниловой дорожке. Слух-то радует-
ся, а сердце обливается кровью, ведь
век пластинки недолог. Вот и выход:
C D -копию можно слушать, не заду-
мываясь о последствиях. Когда станет
совсем невмоготу, вынешь пластинку
из конверта, аккуратно положишь ее
на “вертушку”— и наслаждайся. Это
праздник звука. Праздники бывают
редко, а C D -рекордер может занять то
же место в музыкальном меню, какое
хлеб — в обеденном.
И еще один аспект: а что же мы слу-
шаем? С этого, собственно, и нужно
было начинать. Качество окружаю-
щего нас музыкального материала,
скажем так, разное. Потенциал ре-
кордера позволяет отделить овнов от
козлищ. Что предпочесть — дело вку-
са. О музыке и качестве ее записи
можно долго спорить, но слишком
короток век. не прошел бы за спора-
ми весь.
.. ◄
3/2000 АудиоМагазин 81
предыдущая страница 82 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 84 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст