испы тательный стенд
Возвращаясь к поэме “К пламени" в
исполнении
Рихтера,
скажем,
что
свойства АС “Response 1.5" послужи-
ли выявлению архитектонической,
композиционной стороны, в которой
и заключена непреходящая ценность
интерпретаций мастера. АС позволя-
ли проследить крупный план, что осо-
бенно важно: например, объединяя
последовательность долго тянущихся
аккордов
fortissimo,
Рихтер не смягча-
ет атаку так, чтобы аккорды плавно,
как на органе, переходили один в дру-
гой, он скорее выстраивает их в общий
ряд за счет градаций динамики. С ме-
нее совершенной аппаратурой такая
последовательность рискует рассы-
паться на серию ударов — наши АС
счастливо избегают этой опасности,
так как, покуда не вступил новый ак-
корд, слух не может оторваться от со-
зерцания
прихотливо
затухающих
звуков предшествующего.
Ко всем достоинствам “ProAc Res-
ponse 1.5”, делающим эти АС весьма
совершенным инструментом, добав-
ляется особая соразмерность резонан-
сов корпуса: они ощутимы достаточно
для того, чтобы доставить удовольст-
вие от вещественного присутствия
АС, но не настолько, чтобы разрушить
правдоподобие звучания.
Choc de musique
Почему я нахожу запись “Атиса” с
В.
Кристи превосходной, хотя кодекс
исполнительской доблести велит от-
носиться к существенным звукоре-
жиссерским
усовершенствованиям
как к подлогу?
Ж.-Б. де Люлли был родоначальни-
ком большого стиля классической му-
зыки. Существовало смутное музы-
кантское предание о том, что жил при
Людовике X IV великий Люлли, деспо-
тичный
самодержец музыкального
мира, что оркестр и оперная труппа,
созданные им. звучали так, что ни со-
временники, ни потомки не достигли
ничего подобного этому совершенст-
ву. Однако никто из нас не слышал
труппу Люлли, да п сама музыка его
долго пребывала в забвении. Никакие
аутентичные ухищрения не помогут
воскресить игру музыкантов Короля-
Солнце, потому вполне логично со-
здать искусственный — электриче-
ский — мираж этого полумифического
феномена, подобно тому как недавно
был смикширован “голос Фаринелли”2.
В сущности, именно так и поступил
Кристи,— благодаря чему мы имеем
прецедент эстетически оправданного
синтеза аудиофантома на основе за-
2 См.
“AM" №
I (30)
2000.
Pei).
54 АудиоМагазин 3/2000
ниси живого звука. Самая синтетич-
ность, химическая красивость в дан-
ном случае указывают на призрач-
ность вернувшихся к нам звуков иной
эпохи, как бы говорят: эта музыка бы-
ла столь прекрасна, что, даже имея в
руках ноты, мы можем лишь смутно
вообразить ее.
Люлли, вопреки временной пер-
спективе. менее современник нам,чем
музыканты X V и X V I веков,
те тво-
рили на закате эпохи, в условиях зре-
лого стиля и даже декаданса. Люлли
начал
Н О В Ы Й
исторический цикл, его
музыка -
невозвратимый эдем перво-
начального классицизма, из которого
вытекают потоки позднейших стилей,
всё более мутнеющие вниз по течению.
АС. как портал, обрамляют вход
внутрь миража этого эдема. Сперва я
испробовал в качестве врат уже полю-
бившиеся мне “РгоАс Response 1.5". Я
услышал то же элегантное правдопо-
добие. стабильность, столь комфортную
для слуха. Хоры Люлли представляют
огромную акустическую трудность —
она состоит в том, что в оркестре и в
хоре звучит одна и та же гармония, из-
ложенная по-разному. “Response 1.5"
справляются с этим стереоэффектом,
чему немало способствуют их выве-
ренные пространственные характери-
стики; хор и оркестр не сливаются и в
то же время не расслаиваются вовсе -
мера опять соблюдена. Верхний голос
у Люлли — в терминологии X V II
X V III вековой назывался Taillé - мно-
гократно усилен против других голо-
сов, так как его играют порою до двад-
цати различных духовых и струйных
инструментов: и здесь АС на высо-
те. Томительная неопределенность и
плотность, мощь этого многосоставно-
го тембра господствуют в звучании, не
подавляя остальные голоса, краски
клавесина, лютней, органа, наложен-
ные поверх всего оркестра.
Но, обратившись к последним АС
моего теста - “Cabasse Egea 500”, я на-
шел, что именно эти системы идеально
уместны в фантастическом мире запи-
си, подобной “Атасу”. Не знаю, смогли
бы они соперничать с “РгоАс Response
1.5" в других, более правдоподобных
записях, но в данном случае реализм
последних в сравнении с “Cabasse Egea
500" показался несколько прозаич-
ным. Если "Response 1.5” воспроизво-
дят звук, то “Egea 500" его синтезиру-
ют, как самостоятельный инструмент.
Слушая “Cabasse Egea 500". мы на-
слаждаемся красотой их собственного
звука, пускай не вполне реалистично-
го, оторванного от жизни.
Стереофония хора и оркестра пре-
вращается в заманчивое галлюцино-
генное эхо. Чудесные звуки старинных
флейт, преображенные звукорежиссе-
ром, отрываются от представления о
конкретном инструменте и напомина-
ют отчасти орган, отчаст и окарину, но
более всего
идеальный электриче-
ский инструмент, отдаленно схожий с
“волнами Мартено” (особенно хороши
были эти высокомолекулярные флей-
ты в “Songe agréable”). Еще более эле-
ктронный оттенок неправдоподобной
искусственной красивости сообщает-
ся органу, приводя па память времена
поисков нового звука, космического
голоса в духе Термина и Мартено.
Лютни и клавесин в чем-то прибли-
жаются к электрогитарам, вроде инст-
румента Пэта Мэтени, если бы тот зву-
чал во сто крат нежнее.
Наконец, вокал. Еще один шаг
н
фонограмма вплотную подошла бы
к современной манере невцов-попсо-
внков,
имитирующих
посредством
11
реобразоваи и й голоса воображаемые
вещания роботов, инопланетян и вир-
туальных существ.
Любопытный
момент
фонограм-
мы — сцена, когда в кошмарном сие
Атис видит приближающихся к нему
отовсюду чудовищных демонов. Де-
монский хор. по замыслу Люлли, спер-
ва ноет за сценой и лишь затем выхо-
предыдущая страница 55 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 57 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст