далеко не для всех записей и понра-
вится далеко не всем слушателям и не
всем аудиосистемам. “777-й” идеально
вписался бы в тракт, подобный “Audio
Note".-- то есть в изначально склон-
ный к затушевыванию деталей, к по-
логой частотной характеристике по
краям и ограничению динамики. И уж
точно, “777-й” не создан для фонового
прослушивания. Он отнюдь не ласка-
ет слух
скорее пробирается в самую
душу и бередит ее до основания, если,
конечно, воспроизводимая музыка спо-
собна это сделать.
Особенно привлекательной такая
честность покажется людям, интере-
сующимся музыкой более глубоко.
Любое произведение — будь го клас-
сика или электроника — можно с лег-
костью разложить на составные части,
отследить отдельные партии, мель-
чайшие подробности в игре музыкан-
тов или даже в студийной обработке.
Дальнейшее изучение музыкальных
способностей “Sony SACD-777ES" про-
водилось уже с привлечением Super
Audio CD. По заявлению “Sony", звуча-
ние SACD в точности соответствует
звучанию мастер-ленты. Мне как чело-
веку, имевшему дело с мастер-лентами
в профессиональных студиях, было ин-
тересно проверить это утверждение.
Студийные записи, еще не подвергшие-
ся подгонке к стандартам бытовой ап-
паратуры, наглядно показывают,
что
на
самом деле значат для музыки эти лиш-
ние децибелы и герцы. Музыка просто
оживает на глазах, даже если сама вос-
производящая система имеет далекие
от идеала характеристики.
Между тем, открытый высокоча-
стотный диапазон в цифровых записях
приводит к двойственному результату.
Звукорежиссеры не без оснований по-
лагают, что выше 16
17 кГц бытовая
система вообще ничего не воспроизве-
дет, что бы там ни писалось в техниче-
ских характеристиках усилителей и
АС, и потому на некоторые артефа-
кты цифровой обработки не обращают
особого внимания. Активная обработ-
ка записи (даже самыми дорогими
процессорами эффектов) вообще ста-
вит под сомнение необходимость “су-
перверха” в домашней системе. К при-
меру. во время прослушивания диска
Мэрайи Кэри на моей системе все же
ощущалась некоторая утомительность
звучания, притом что эго далеко не са-
мый худший вариант записи популяр-
ной музыки. В то же время от звука
большинства музыкальных центров и
транзисторных усилителей у меня в
самом прямом смысле слова болит го-
лова, а все слушают — и ничего.
и с п ы т а т е л ь н ы й с те н д
^
В заключение разговора о высокоча-
стотном диапазоне замечу, что полно-
стью открытый ВЧ-днапазон, к тому
же выше 20 кГц, является крайней
редкостью в мире бытового аудио (в
том числе и в области high end), так
что за сохранность слуха потенциаль-
ные обладатели “777-го” могут не опа-
саться. В абсолютном большинстве
бытовых аудиосистем такой пробле-
мы просто не существует.
Но вернемся к Super Audio CD. Так
как соответствующих мастер-лент под
рукой не оказалось, пришлось доволь-
ствоваться виниловыми изданиями
тех же самых альбомов.
В частности, отыскался виниловый
диск Мэрайи Кэри “Butterfly” (“Sony"),
и композиция “М у АН" была прослу-
шана в "аналогово-виниловом" вариан-
те. Достоинства SACD проявились на-
столько явно, что винил проигрывал по
всем статьям. Музыка казалась какой-
то скомканной и звучала очень по-
детски. Кстати говоря, при прямом
сравнении типичные для винила иска-
жения на ВЧ. неизбежные даже для до-
рогой системы, особенно раздражали.
Следующим альбомом на SACD ста-
ла 40-я симфония Моцарта (Бруно
Вальтер с Симфоническим оркестром
округа Колумбия). Для сравнения из
коллекции были извлечены несколько
виниловых дисков 60-х годов. К сожа-
лению, именно данной интерпретации
на виниле у меня не нашлось, поэтому
я был вынужден воспользоваться запи-
сями той же симфонии, по Ф. Райнера
("RCA”) и О. Клемперера (“Angel”), а
также послушать пару записей Бруно
Вальтера с виниловых изданий 60-х го-
дов именно фирмы “Columbia”.
Первое, что бросается в глаза ( точ-
нее, в уши) при прямом сравнении LP
с SACD,— опять же искажения при
воспроизведении LP. на которые рань-
ше просто не обращал внимания, но
которые все же мешают восприятию
музыки. Однако в целом данный тест
SACD безоговорочно проиграл. Па
симфонической музыке SACD демон-
стрировал какое-то глуховатое, слов-
но запыленное звучание — в противо-
положность свежести и прямо-таки
искристости виниловых изданий.
Следующий тест позволил провести
уже прямое сравнение виниловых ори-
гиналов и SACD. Это были записи
Майлза Дэвиса - лучший (по мнению
критиков) альбом “A Kind O f Blue" и
его совместная работа с оркестром Ги-
ла Эванса “Sketches O f Spain". Снова с
полки извлекаются виниловые пла-
стинки 60-х годов, и снова становится
очевидным превосходство звучания
именно винила. Та же свежесть, искри-
стость (несмотря па искажения!) на
виниле
и та же самая мутноватость
звука, смазанностъ в солирующих пар-
тиях п общая “запыленность" на SACD.
Однако все не так просто. Ведь с
момента выхода виниловых изданий
прошло около сорока лет. Легко пред-
положит)». что даже если аналоговая
мастер-лента все эти годы хранилась в
идеальных условиях, потери в качестве
записи за столь долгий срок просто не-
избежны. Специалисты отмечают, что
хранение в течение даже нескольких
дней для аналоговой магнитной записи
уже является критичным - при вос-
произведении на контрольной системе
заметно пусть едва уловимое, но все же
ухудшение качества. Ч то же говорить,
если прошло почти полвека — удиви-
тельно, что от этих записей вообще
что-то осталось. В отличие от магни-
тной ленты, виниловая пластинка не
размагничивается и при аккуратном
обращении почти не теряет в качестве,
даже через 40 дет» В этом причина
столь впечатляющей победы винила.
Замечу также, что после Моцарта и
Майлза Дэвиса на SACD (даже в таком
качестве) слушать акустические про-
граммы на обычных компакт-дисках
уже просто не хотелось. Слишком за-
метны ограничения во всем, включая и
типичные цифровые искажения, отсут-
ствующие на SACD.
Строго говоря, сравнения эти были
не совсем корректны. Они не пред-
ставляли собой попытки объективно
оценить абсолютное качество SACD,
однако позволили сделать два важных
вывода. Во-первых, аналоговая ма-
стер-лента
не идеальный способ
хранения музыкальной информации,
особенно если речь идет о длительном
хранении в архивах. Во-вторых, не
стоит торопиться с продажей коллек-
ций виниловых дисков — даже если
новый носитель теоретически будет
лучше, на практике звучание “винила"
может оказаться
предпочтительнее
из-за неизбежного старения ориги-
нальной мастер-ленты.
Гораздо более показательным и объ-
ективным оказалось следующее срав-
нение двух носителей. Альбом Майл-
за Дэвиса “A Kind O f Blue”, изданный
на SACD. был сопоставлен с аудио-
фильным (2000 г.) переизданием конца
90-х годов. И в том и в другом случае
состояние ори гинальной мастер-лен-
ты было приблизительно одинаковым
и (увы!) не лучшим. Кроме того, и в
том и в другом случае можно говорить
о попытке достичь максимального ка-
чества
н а “виниле” композицию “So
What" издали отдельно в виде макси-
сингла на 45 об/мнп.
3/2000 АудиоМагазин 4 3
предыдущая страница 44 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 46 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст