аудиоклуб
только осознанное восприятие слушате-
лей. Я тут же решил перечитать старые
работы по психофизике и нашел данные,
которые, правда косвенно, свидетельст-
вуют о том. что на подсознательном
уровне наше восприятие не утрачивает
тонкой чувствительности к соотноше-
ниям фаз составляющих звукового сиг-
нала. Вот один из примеров. При подаче
в одно ухо двух щелчков из-за слуховой
интеграции в нашем осознанном вос-
приятии они сольются в один, когда ин-
тервал между ними будет <10 мс'2. Если
же щелчки по одному подавать в два уха,
то в случае, если щелчок придет в одно
ухо раньше, чем в другое хотя бы на
10 мкс, слушатель эту. казалось бы, ни-
чтожную разницу во времени воспримет
как смещение слухового образа в сторо-
ну опережающего щелчка. Данные этого
опыта нс относят к паранормальным яв-
лениям, ведь они получены все той же
респектабельной психофизикой13. Од-
нако, если вдуматься, подобные резуль-
таты должны ошеломлять: сознание
демонстрирует нам в тысячу раз мень-
шую (более грубую) чувствительность
к временным (фазовым) соотношениям
в звуковом сигнале, чем подсознание,
которое невзначай и довольно скупо
поделилось с сознанием информацией
о местоположении источника звука н
тем самым выдало себя. Но это лишь
пример. Общим является то, что наше
сознание, в определенных пределах
оставаясь не чувствительным к фазе,
по-видимому, защищает себя от избы-
точности окружающих нас звуков. То-
гда возникает вопрос: кто защищает на-
ше подсознание? Ответ однозначный —
реверберация, которая рандомизирует
фазу в пределах интервала, равно-
го постоянной слуховой интеграции,
то есть в пределах отрезка времени
160-250 мс.
Теперь остановимся на главном —
ка-
кую роль играет в восприятии музыки
наше подсознание. С этой целью пересе-
чем наконец черту, за которую класси-
ческая психофизика раньше запрещала
нам заходить. Я имею в виду сенсорный
порог. Для тех, кто не знает: сенсорный
порог равен физической силе раздражи-
теля (звука, света и т. п.), начиная с ко-
торой субъект воспринимает этот раз-
дражитель осознанно. Сейчас об этом
можно писать, по тогда, когда сенсор-
ный порог при изучении слуха впервые
переступил Г В. Гершуни, было не до
шуток". Жизнь известного ученого
спасло только то, что весь негативный
ныл советской науки был обращен про-
тив генетики.
•2
Фланаган Дж.
Анализ, синтез н восприятие речи.
М. І968.Г. 157 158.
15
Блпуэрт
//. МространсійеннмГк'лух
М.. 1979. г 106.
После того как наша родная инквизи-
ция переключила свое внимание на но-
вых ведьм, мы уже не удивляемся тому,
что пространство восприятия шире, чем
утверждала классическая психофизика,
и что это пространство разделяется на
две части сенсорным порогом.
Выше его —
осознанное восприятие.
Реакции слушателя на звуки в этой об-
ласти происходят без эмоций, кроме
случаев, когда эмоции может вызвать
семантический аспект сообщения, на-
пример когда робот сообщает вам. что
телефон будет вскоре отключен.
11иже порога
неосознанное воспри-
ятие. Здесь царят эмоции и другие не-
осоз! тип ые рсак
1
щи.
Именно на субсенсорном уровне у
слушателя формируется эмоциональ-
ное восприятие интерпретации музыки.
Это в первую очередь восприятие очень
малых отклонений от музыкального
текста, которые допускает музыкант-
исполнитель. Речь идет о том. что Ша-
ляпин обозначил как
чуть-чуть
и счи-
тал главным в искусстве. В музыке
именно
чуть-чуть
, создаваемое вели-
ким артистом, вызывает у слушателя
удивительно приятные эмоции. Но ведь
и музыкальный мусор, который воспри-
нимается также на субсенсорном уров-
не, можно назвать
чуть-чуть
в музыке.
Только эмоции, которые он вызывает,
скорее I югативные.
Если принять как очевидное, что при
осознанном восприятии звуков они раз-
деляются на музыку и сопровождающие
ее помехи, то на субсенсорном уровне,
где в реакциях на музыку господствуют
эмоциональные проявления (здесь вы
должны задуматься), два вида эмоций
как самостоятельные объекты одновре-
менно сосуществовать не могут. В на-
шем случае приятные чувства, вызван-
ные восприятием
чуть-чуть
в музыке,
не могут ощущаться нами в полную
силу одновременно с отрицательными
эмоциями, которые вмзвает неосознан-
ное восприятие музыкального мусора,
даже если его совсем чуть-чуть.
Как и в случае бочки меда с ложкой
деггя, слушатель скорее всего будет
испытывать одно-единстве!шое сме-
шанное чувство, которое отражает ог-
I юшепис количества воспринимаемой
им неосознанно музыки и количества
воспринимаемого также неосознанно
музыка! ы к но мусора.
н
Гершуни Г. В.
Изучение субсенсорных реакций при
деятельности органов чувств,— Физиологический жур-
нал СССР, т, 33, вып. 1.
1947, г. 393-401.
Па сессии В А С Х Н И Л, состоявшсйся в 1948 году.
Г. В. Гершуни пришлось публично признать свою {»бо-
ту н области субсенсорной чувствительности ошибоч-
ной. В докладе он, в частности, сказал: “Формулировка
принципиальной задачи исследования
одновремен-
ность изучения субъективных и объективных явлении,
как :гго делалось мной ранее, совершенно неправильна".
Это смешанное чувство и есть, с моей
точки зрели я, воспри н
11
маем ое с л у ш атс-
лем качество звучания аудиосистемы,
которое можно представить следующей
формулой:
п = (
Т 2
Г,2
-TJ,
)
A(t)-A(t)
Г(£)
dt].
где Г, - дата покупки аудиосистемы
(аушюкомI юнента), г.:
Т,
дата продажи аудиосистемы (ау-
диокомпонента) иди смерти аудиофи-
ла, г.:
А (г) —
текущее количество прослуши-
ваемой аудиофилом музыки, бит/с:
МО
текущее убывание музыки в
аудг [«системе 6i гг/с;
Г(0 —
текущее загрязнение музыки
мусором, бит/с.
Важно, что загрязнение музыки ока-
зывает на оценку качества звучания
большее влияние, чем частичное убыва-
ние (потерн) в музыке. Моя формула ка-
чества звучания (далее формула звука)
сеть ключ к пониманию того, что сдела-
ли ученые-немцы в радиоприемнике
“ 1)770". Не пытаясь донести до слуша-
теля максимальное количество музыки,
они сосредоточили усилия своего тех-
нического мышления на уменьшении
количества музыкального мусора. Для
этого они использовали технические ре-
шения, которые дают эффекты, анало-
гичные действию акустической ревер-
берации. Именно таким образом они
“родили” “D770”, но не как живую сущ-
ность, способную творить музыку (како-
вая мысль мне приходила в голову рань-
ше). а как добротный немецкий проти-
вогаз времен Второй мировой войны.
То, что делали немцы в области качест-
ва звучания,— это не слепая имитация
явлений реверберации. Немцы, будучи
Отличными инженерами, хорошо пони-
мали, что 50% информации звукового
сигнала заключено в амплитудном спе-
ктре, а другие 50% - в фазовом. Пони-
мали они это или нет, не так уж и важно,
главное, они воспользовались тем, что
неосознаваемая слушателем фазовая
информация имеет определяющее зна-
чение для восприятия музыки. ◄
О том, как эмпирическим путем от-
крывашек утраченные в 1945
/оду сек-
реты ученых-немцев; как результаты
этих открытий пошшяли на ход эволю-
ции high end: как, пользуясь формулой
мука, тестировать аудиоаппаратуру и
влиять па качество ее звучания в нуж-
ном направлении - читайте в следую-
щем номере журнала.
3/2000 АудиоМагазин 111
предыдущая страница 112 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 114 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст