аудиоклуб
Например,
хорошо
известно,
что
“хвост” [юверберации заметно искажает-
ся в ЦАПах проигрывателей компакт-
дисков,
Причина
низкоуровневая
нелинейность и ошибки, возникающие
при цифровых округлениях. Для умень-
шения таких искажений к сшиату до-
бавляют небольшой по уровню псевдо-
случайный шум (dither). При ближай-
шем рассмотрении этот получивший
распространение
способ
оказывает-
ся все roi'i же рандомизацией, правда
только мгновенных значений сигнала.
Мгновенная рандомизация позволяет
ослабить детерминированность воспри-
ии-маемых слушателем на подсозна-
тельном уровне закономерностей низко-
уровневых нелинейных искажений. По
и dit her не решает проблему. Полностью
удалить возникающие в ЦАПе дегра-
дации низкоуровневого звука можно
только с помощью рандомизации фазы
аналогового сигнала в окне времени оп-
ределенной длительности и, что особен-
но важно, на выходе искажающего уст-
ройств;!. Отсюда следует, что рандоми-
зацию фазы необходимо рассматривать
как чудодейственное целебное средство
лечения музыки, претерпевшей деграда-
цию в аудиоаппаратуре. Акустическая
же реверберация на сегодняшний день
оказывается почти идеальным рандо-
мизатором и, пока аудиоинженеры не
предложили ничего новенького, остает-
ся единственным штатным уборщиком
музыкального мусора.
Я не раз имел возможность убедиться,
что самые выдающиеся музыканты про-
изводят немало музыкального мусора и
их репутацию спасает именно ревербе-
рация.
..
Весной 1962 года в Большом зале Ле-
нинградской Филармонии с концерта-
мн выступал Герберт фон Караян. Тогда
он приезжал с Венским филармониче-
ским оркестром. О безупречной точно-
сти звучания этого оркестра, тем более
под управлением прославленного маэст-
ро, ходили легенды. Мне выпало сча-
стье
входной билет на один из кон-
цертов. В первом отделении я устроился
(мне самому это показалось невероят-
ным) на свободном месте в партере, у
центрального прохода недалеко от эст-
рады. Весь тогдашний цвет был на этом
концерте. В зале чувствовалось необык-
новенное оживление. Вдруг воцарилась
мертвая тишина. Караян материализо-
вался буквально в нескольких метрах от
меня. С неописуемым волнением и за-
таив дыхание я ждал.
. Первым зазвучал
мой любимый “Дон Жуан" Рихарда
Штрауса. В одно мгновение мои уши на-
полнились фантастическим количест-
вом звуков. Их было гак много, что я
растерялся. Помню, меня поразило яс-
ное и точное звучание медных духовых
и особенно группы контрабасов. Однако
теперь, спустя почти сорок лет, призна-
юсь: цельного музыкального впечатле-
ния от первого отделения концерта у
меня не осталось.
После перерыва место оказалось за-
нятым. и мне Пришлось искать другое.
С величайшим трудом я пристроился в
двадцатом ряду. Помню, я немного ого-
рчился. но. когда прозвучали первые
такты Пятой симфонии Бетховена, мой
дух воспрял. В двадцатом ряду звучание
оркестра воспринималось, несмотря на
уменьшение количества деталей, как бо-
лее организованное. Интерпретация му-
зыки была ясной и убедительной: своим
немецким духом она напомнила мне ин-
терпретацию Фуртвенглера. Музыкаль-
ный баланс был безупречным и по-на-
стоящему бетховенскнм. Караян слал
“похож на себя”—
именно таким я знал
его но звукозаписям.
В этом примере важно не то. что из-за
большего удельного веса реверберации
в двадцатом ряду произошло очищение
музыки от музыкального мусора, а то.
что возникло ощущение, что музыки
стало много больше. Снова аномальное
явление: Большой зал Филармонии по-
мог маэстро творить музыку!
Только недавно интуиция подсказала
мне: разгадка этого феномена кроется в
странном совпадении. При оптималь-
ной реверберации, то есть при
Тт
-
0,8-1,25 с, длительность окна рандоми-
зации фазы численно равна постоянной
интегрирования слуха. 11о данным Беке-
ши, эта величина равна 180 мсп. Пояс-
ню: постоянная интегрирования слуха
это интервал времени, внутри которого
с. лу
11
тте.л ь оцени вает гром к< >слл, звука i ic
но амплитуде, а но энергии звуковых ко-
лебаний. 11о, главное, в этом интервале
он не различает соотношения фаз спек-
тральных составляющих звука. Факт
этот психофнзиками был подтвержден
неоднократно. 11о почему тогда ревербе-
рация оказывает такое заметное эмоцио-
нальное воздействие на восприятие ха-
рактера звучания музыки, и уж совсем
непонятно, почему реверберация вызы-
вает ощущение увеличения количества
и качества музыки? Размышляя нал
этим, я вдруг обнаружил серьезный про-
счет в концепции классической психо-
физики. Оказывается, при доказатель-
стве того, что ухо не чувствительно к
фазовым соотношениям в интервале
160 250 мс. принималось во внимание
П
Bekesy G.
von. Uber die Hörsamkeit der Hin- und
Atissrhwingvorgiinge mit Berücksichtigung der Raum-
akustik
Aun. Physik. 1933, 16,-pp. 844 860.
М о с к в а ,
П о к р о в к а , 1 0
1 2 .0 0 - 1 9 .0 0
кр . в ы х о д н ы х
Тел./факс: (095) 924-0423
тел.: (095) 975-7997
www.bstland.ru/glros
e-mail: glros@bstland.ru
d l alpha-
Exotica""
/ | u M o ( a j r 1
A4ultiCaplm
G O e f f l S
E L M A
W 8 T
слы ш ит е
Audio Innovations
Audio Analogue
Audio Synthesis
Michelle (LP)
Theta
Epos
Отечественный
High End
CHARIO
очаровательная
акустика!
предыдущая страница 111 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 113 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст