аудиоклуб
Мы пока не все можем объяснить, по-
этому будем руководствоваться мно-
говековым музыкальным опытом, ко-
торый свидетельствует
О ТОМ, ЧТО
Ирм
слушании музыки реверберация необ-
ходима как “воздух”. Но продолжим на-
ше дедуктивное расследование. Для то-
го чтобы еще на один шаг приблизиться
от общего к частному, возьмем на воору-
жение не физическую, а математическую
модель реверберации, а из нее положе-
ние, которое гласит, что для паи лучшего
впечатления от звучания музыки ревер-
берация должна оставлять неизменным
спектр амплитуд музыкального сигна-
ла, но при этом разрушать, точнее,
ран-
домизировать
8 (делать случай
11
ыми)
фазовые соотношения между спект-
ральными составляющими в пределах
относительно небольшого окна времени
АТ
= 160 250 мс (окну такой длитель-
ности соответствует стандартное время
реверберации 'Г(;„= 0.8-1.25 с).
Реверберация рандомизирует фазу и
ничего лишнего не добавляет, а это зна-
чит. она по определению вызывает толь-
ко линейные искажения музыкального
сигнала. Так почему же, руководствуясь
дедукцией, я предположил, что она очи-
щает музыку от загрязнений, если, в
соответствии с моим же определением,
должна вызывать ее убывание? Про-
тиворечия здесь нет. Просто линейные
искажения
могут быть
разными
п
вследствие этого по-разному вати себя
в отношении музыки н музыкального
мусора.
Убывание музыки вызывают те ли-
нейные искажения, которые заметны на
первом уровне восприятия и которые
прежде всего уменьшают ясность звуча-
ния. 11ростом пример: резонанс в середи-
не звукового диапазона выделяет по
уровню одну узкую группу часто т, кото-
рая мешает слышать (заслоняет) другие
частоты. В этом случае из-за линейных
искажений страдает ясность звучания,
значит, количество музыки убывает.
Другой пример: стремясь увеличил»
количество передаваемой аудиосисте-
мой музыки, вы расширили диапазон ее
частот вниз, но не учли, что именно там
не все в
п о р я д к е
с фазой (я имею в виду
фазовые искажения громкоговорителя
в области частоты основного резонанса
п скачки фазы в окрестностях иизко-
н Это означает, что фаза каждой спектральной со-
ставляющей утрачивает изначальную временную
(привычнее, угловую) связь с соседними составляю-
щими, при этом она начинает самопроизвольно
опаздывать на случайное время. IIранда эти опозда-
ния не так уж великії. В основном они укладывают-
ся в отведенное окно времени А
Т.
но бывают
исключения Другими словами, у реверберации,
которая производит благоприятное впечатление,
плотность вероятности исходных соотношений фаз
в любой момент времени будет меньще единицы,
к тому же по мере увеличения опоздания она убы-
вает по экспоненциальному закону
частотных
мод колебаний
комнаты
11
росл у
11
ni Bai I ия ). Резул ьтат
11
еизбеж
1
ю
будет следующим: бас станет более
сильным и глубоким, однако потеряет
артикуляцию и энергичность. а главное,
растянется
во времени
(вследствие
искажсг uni ipv
111
юв( но за!
1
азлы вам ия,
которые притаились в области упомяну-
тых скачков фазы). Закономерно, что
растянутый бас в восприятии слушателя
будет маскирова ть средние звуковые ча-
стоты, то есть ту область, в которой со-
средоточено больше всего музыки. Рас-
ширили полосу частот
а музыки стало
меньше. Хотели как лучше, получилось
как всегда. Кстати, о последствиях рас-
ширения диапазона низких частот в
аудиосистеме я и мои ученые коллеги
уже
111
еду
111
ежда;
111
аул и ос >б
11
iccr вс
1
1
-
ность9.
С реверберацией совсем другое дело.
I !о отношению к музыкальному мусору
она ведет себя жестко, но справедливо,
тогда как с музыкой обращается исклю-
чительно деликатно. Об этой делмкат-
ности свидетельствует то. что именно
ясность
звучні і ия и рі ізнастся спеї шал
1
г
стами главным критерием при оценке
качества реверберации. Понять, как в
условиях реверберации достигается яс-
ность звучания, можно, разобравшись
в том. что такое музыкальный звук и
какое содержание он несет. Для многих
аудиофилов это приятная новость: му-
зыкальное содержание есть даже в од-
ном извлеченном из музыкального ин-
струмента звуке. Содержание это опре-
деленным образом распределяется во
времени. В музыкальном звуке выделя-
ют три основных участка: установление,
стационарный участок и .затухание (см.
рис. 1).
Установление звука длится от < I мкс
(у ксилофона) до I с (у органа). Уста-
новление музыкального звука доносит
слушателю, пожалуй, самую важную
информацию: о времени начала звука, о
характере зву кої извлечения на конкрет-
ном музыкальном инструменте, об ак-
центах, энергичности и эмоциональной
,J,
Демидов О. Ф.
. Ишуткии К). М., Лихшщкии А. М
Восприятие фазовых искажений н области частоты
основного резонанса головки громкоговорителя.
ТИТЛ. 1980. вин. 3. с. 88-99.
ориентации исполнителя музыки - но
не о высоте звука. Важно, что эту самую
изменчивую часть звука реверберация
не рандомизирует, поскольку отраже-
ния. из которых складывается ревер-
берация. отстают от прямого звука как
минимум на несколько миллисекунд.
Стационарный участок звука (речь не-
йдет об ударных инструментах) - дли-
тельность этого участка должна соответ-
ствовать длительности звука, которая
указана в партитуре музыкального про-
изведения. В прежние времена стацио-
нарный участок стремились делать бла-
гозвучным. Обычно он ярко окрашен
вибрато, динамическими опенками н
прочими нюансами в цвета эмоций му-
зі»! канта
-1
юг юл н і гтеля.
Эти нюансы выражаются очень плав-
ными. мел ленными изменениями (мо-
дуляциями) стационарного участка зву-
ка (самое красивое вибрато имеет часто-
ту качания звука 6 Гн). Качание звука с
частотой 8 1ц вос принимается уже как
неприятное10.
Оптимальная реверберация, хотя за-
частую и превышает по уровню прямой
звук, сохраняет все нюансы благозвуч-
ных модуляций. Защищенность таких
модуляций от искажений акустикой по-
мещения объясняется тем, что период
их нес колько больше, чем длительность
обусловленного реверберацией окна фа-
зовой рандомизации. Вместе с тем быст-
рые* песта ці юнарности звука, вызванные
добавками музыкального мусора и при-
водящие к появлению у слушателя впе-
чатлеї 11І
Я
дроблеї 11
ія.
шероховатости
звучания и других неприятных ощуще-
ний. реверберация эффективно сглажи-
вает.
Затухание звука длится столько,
сколько затухает реверберация, хотя
часто бывает и меньше. Основное тре-
бование —
этот участок звука должен
затухать очень плавно, лучше всего по
экспоненте. Оптимальная ревербера-
ция должна обеспечить плавный спад
даже шероховатых по своей природе
звуков, извлекаемых при игре на ис-
ке ггоры х экзе)ті і чес к
11
х муз ы кал ы і ы х
инструментах.
11давность затухания
нужна для того, чтобы донести до
слу-
шателя
усредненную
высоту звука.
Таким слушатель должен запомнить
отзвучавший звук перед появлением
следующего. Чистое п красивое зату-
хание. которое возможно только в хо-
рошем концертном зале, может быть
изгажено музыкальным мусором, про-
никающим в музыку из электронных
компонентов в процессе ее записи и/
или воспроизведения.
10
Ржевкин
С.
И.
Слух и речь и свете современных
фн.шчегких исследовании.
О ІГП 1 HKTM СССР.
М .-Л „ 1936, с. 281
3/2000 АудиоМагазин 109
предыдущая страница 110 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 112 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст