аудиоклуб
I к кть концепции тестирован ия аул» юап-
наратуры на четырех уровнях восприя-
тия1. Я сам решил использовать для
оценки убывания музыки признаки зву-
чания только 1-го уровня. Подробно о
мотивах этого решения читайте во вто-
рой части статьи.
Убывание музыки, как и старение орга-
низма (если не злоупотреблять алкого-
лем )
вполне естественный, я бы даже
сказал, экологически чистый процесс.
Ведь линейные искажения в огромных
количествах буквально окружают пас.
Мы постоянно находимся в прехтран-
ствах. наполненных разного рода эхом, н
это нас почти не беспокоит. Мы слушаем
музыку водном помещении.затем пере-
ходим в соседнее
получаем изрядную
порцию линейных искажений, однако
продолжаем наслаждаться тем, ч го слы-
шим, хотя в музыке, наверное, многое
уже потеряли. А все дело в том. что ли-
нейные искажения безопасны для здо-
ровья. и. что важно, они не способны
отравить наши чувства. Акустический
фаммофон тем п хорош, что в нем об-
разуются в основном линейные иска-
жения, а значит, он производит эколо-
гически чистое, в моем представлении,
райское звучание.
С
,загрязнением
музыки сложнее. Оно
возникает, когда наряду с музыкой в
канал связи пробираются посторонние
звуки. Звуки эти могут быть условно
разделены На два вида.
1. Шумы н помехи. Они присоединя-
ются к музыке, но сохраняют независи-
мость, так как не связаны с ней. 11апри-
мер, кашель, скрин половиц в концер-
тном .зале, щелчки, белый или розовый
шум и т. и. Серьезного влияния на вос-
приятие музыки они нс оказывают. Со-
знание слушателя идентифицирует их
как отдельные от музыки звуковые объ-
екты и мысленно отстраняется от них.
2. Продукты разложения музыки. В
эту фуииу входят как производные не-
линейных искажений, гак п призвуки,
дребезг, паразитные модуляции (м о т
быть вызваны даже внешним сигналом),
то есть все то. чего в музыке нс должно
быть, но что помимо нашей воли в нее
проникает п вступаете ней в причинно-
следстве*
11
IVК) связь.
Если по каким-то признакам продук-
ты разложения музыки отличаются от
музыки, их можно убрать с помощью ка-
кого-нибудь специального фильтра, то
есть поступить примерно так, как радио-
приемник который отстраивается от ме-
шающих станций п помех. 11о, как оказа-
лось. мозг слушателя в таких фильтрах
не нуждается. Он от природы оснащен
1
Лихницкий А.
А/. Качество звучания. Новый подход
к тестированию аудиоаппаратуры СПб, 1998. г.
2\
всем необходимым для эффективного
отделения музыки от продуктов, с нею
несходных. Гораздо сложнее, когда эти
продукты подделываются под музыку.
Например,
Оетоиация
иод
интонацию
и
тому подобное. Но даже в этом случае,
если детонация имеет периодический
характер, слушатель обнаруживает ее к
корректирует свое* восприятие.
Ну а если продукты разложения му-
зыки сливаются с музыкой, точнее, не-
отличимы от нее? Например, когда до-
бавленная детонация носит случайный
характер?
Особую фуииу продуктов разложе-
ния музыки, которые изменяют ее. оста-
ваясь потом или иным причинам неза-
меченными, так как не фиксируются
сознанием, я буду называть
музыкаль-
ным мусором.
Здравый смысл подсказывает, что
музыкальный мусор способны произво-
дить только творцы музыки и слегка
нелинейные компоненты аудиоаппара-
туры. Акуст ическая же среда линейна (я
бы даже сказал прямолинейна), поэтому
не способна врать п под кого-то подде-
лываться.
Среди музыкального мусора, который
производят аудиокомпоненты, первое
место по “злонамеренности” занимают
11|Х)ДУКТЫ
1111 герм(»дуляИНОЙIIЫX (к<>м-
бинациоииьгх) искажений. Лучше всего
под музыку маскируются BIM (Bass
Intermodulation). Их особенность
очень низкие частоты привнесенной
м о -
д у л я ц и и
(от 2 до 60 Гц) \ HIM наблюда-
ются в шум(»подави гелях динамическо-
го типа, в электропроифывателях LPr\
в малочувстиитсл
ь н
ых
; u
11
ih m i im c c k i-ix
громкоговорителях, в транзисторных
усилителях
и все это лишь примеры.
В усилителях В1М-искажения прояв-
ляются в первую очередь как низкоча-
стотные амплитудная п частотная моду-
ляции музыкального сигнала. Причина
модуляций заключается в быстрых из-
менениях нарамегров гранзисторов уси-
лителя. значения которых находятся в
прямой зависимости от мгновенной тем-
пературы их кристаллов. Наверное, не
всем известно, что температура кристал-
лов за короткое время меняется на де-
сятки градусов. что закономерно, так как
в процессе усиления изменчивого музы-
кального сигнала мощность рассеяния
в кристаллах транзисторов колеблется
в десятки раз.
Это совсем простенькое объяснение
природы транзисторного звучания, ко-
торое я предложил еще 13 лет назад',
’■
Malier II. Muilidimension Audio: Ban 3.
JA HS.
1979.27. Me 718. p. 302 307.
6
Ladegaanl
/* Audible effects of
mechanical reso-
nances in turntables. Briiel & K jtrr.- Application
notes. Paper presented at the AKS Convention in New
York. 1977.
к тому же Первого апреля, к моему уди-
влению,
регулярно
пересказывается
объектив»
1
стск»I I»астроенным
11
канди-
датам и п докторами наук.
Существует немало подвидов музы-
кального мусора. Их объединяет слож-
ный. но обязательно детерминирован-
ный (то есть не случайный) характер
связи с музыкой. Расшифровать самые
сложные закономерности мозг слушате-
ля чаще всего не в состоянии, поэтому,
как всякая неразрешимая задача, нали-
чие такого музыкального мусора напря-
гает п утомляет слушателя.
Возникает вопрос, существуют ли в
природе средства, которые могут помочь
оелаб|
1
ть I »еблатгфиятные воздействия
музыкального мусора на слушателя.
Акустические явления, происходящие в
помещении, где исполняется музыка,
подсказывают нам искомое решение.
Приходилось ли вам слушать игру на
скрипке в концертном зале и вбезэховой
камере? Для тех. кто гаком возможности
не имел, скажу
звучание скрипки в
безэховой камере просто невыносимо.
Внимание слушателя буквально па-
рализуется множеством неточностей,
призвуков, шорохов II т. и. В хорошем
концертном зале почти все призвуки ис-
чезают. Игра на скрипке оказывается
терпимой, а иногда даже привлекатель-
ной. Услышанное в концертном зале
может означать лишь то. что играющий
па скрипке музыкант произвел не толь-
ко музыку,
НО II МНОГО ВСЯКОЙ ф Я З И , II
что концертный зал непонятным обра-
зом от этих зафязнеиий музыку очи-
стил.
Здесь не мешает вспомнить о том. с
чем мы уже свыклись: помещение (кон-
цертный зад), куда вы пришли послу-
шать музыку, участвует в <|юрмировании
в< »сирин»!маем ых вам
11
музы кал ы I ых
звуков. Кроме приходящего от музыкан-
та к слушателю первоначального (пря-
мого) звука в зале блуждает и накап-
ливается еще множество отраженных
от стен, пола н потолка п оттого посто-
янно теряющих свою энергию копий
этого первоначального звука. Все блу-
ждающие по залу звуки разными путя-
ми п потому не одновременно достига-
к>
I ушей слушателя, продлевая таким
образом первоначальный звук. Явле-
ние продления звучания в помещении
называется
реверберацией.
По чего,
спросите вы, можно ожидать от ревер-
берации. если из-за неодновременного
прихода прямого звука и отражений
(все это можно видеть на осциллогра-
фе) временная структура воспринимае-
мого слушателем сигнала разрушается?
*
.ЪшнщкийА. М.
Причины слышимых различий в ка-
честве зиукопередачи усилителей звуковой частоты.—
Техника кино и телевидения. 1987, X» 6. е. 10 17
108 АудиоМагазин 3/2000
предыдущая страница 109 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 111 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст