аудиоклуб
Анатолий Л И ХН И Ц КИ Й
Вы немец?
осведомился Бездомный.
Я-то?.
.— переспросил профессор н вдруг
задумался.
Да, пожалуй, немец.
..
сказал он.
Л/.
Булгаков. Мастер а Маргарита
Недавно провидение послало мне
новехонький радиоприемник “Telefun-
ken
Gross - Super 0770 W K K ”, изго-
товленный еще в 1942 году. Я решил
проверить, работает ли он. Включил в
сеть п настроил на первую попавшую-
ся станцию1.
Прислушался.
.. І Іередавали знакомую
запись концерта Хейфеца в Dorothy
Chandler Pavilion (Лос-Анджелес. 1972).
Міра Хейфеца с самого начала захвата-
ла меня. С удивлением я отметил, что
музыка уже давно так на меня не дей-
ствовала.
Внезапно холодок пробежал по спине.
Сознание пронзила мысль
"1)770" не
просто передает, он восстанавливает ут-
раченную в процессе звукозаписи и по-
следующего блуждания по аппаратным
раді юстаї щин музыку.
О своих ощущениях я решил расска-
зать только после того, как понял, что
оказался в тупике инженерного мыш-
ления. Рушились основы науки, н среди
них — главное положение теории ин-
формации о неуклонном росте энтро-
пии сообщений. В голове завертелся ка-
лейдоскоп мыслей. Можно было бы
многое объяснить, если признать музы-
ку некоей формой жизни с душой н сво-
бодой воли. Промелькнули и другие не
менее интересные истолкования этого
феномена. Я оказался на распутье: либо
окончательно освободиться от оков на-
уки и заняться пропиской и расселени-
ем живых сущностей в аудиоаппарату-
ре, либо искать научное объяснение
аномальным явлениям в аудиотехнике,
которых, без шуток, скопилось за по-
следние годы немало. Пришлось вы-
брать научный подход. По-видимому,
сыграла свою роль моя старая академи-
ческая закалка.
Конечно, я сознаю, сколь сложную за-
дачу поставил перед собой, а главное,
какую беру на себя ответственность.
1
Это была музыкальная радиостанция “Орфей".
Ведь оказавшееся на моем пути поле чу-
дес было уже не раз вспахано членами
AES2.
II все-гаки я решил попробовать. К
решительным действиям меня подтолк-
нуло неуемное желание закусить буду-
щим. приправив ею нафталином. Прав-
да, для этого потребовалось реаними-
ровать пресловутый научный подход. А
связываться с ним
дело, как вы по-
нимаете. неблагодарное и к тому же
скользкое, поэтому хочу попросить чи-
тателей внимательно следить за ходом
рассуждений, и если где-то они не согла-
суются с упомянутым подходом, всту-
пить со мной в дискуссию, которая, на-
деюсь, будет ОІ іубликоваї іа і іа стран
111
іах
журі іала “ Дуді ю М a m i і н ”.
Теперь о самом научном подходе.
С юношеских лет я был уверен, что ра-
циональное объяснение аномального яв-
ления найти действительно сложно, но
возможно. Для этого нужно собраті>ся с
мыслями и затем, опираясь на фунда-
ментальные положения науки (такие,
например, как законы сохранения), а
также последовательно соблюдая прави-
ла дедукции, прийти к мысленному и
<
юязатсл ы ю материал і ісп іческе>му иред-
ставлению интересующею нас аномаль-
ного явления.
І Ірименяя дедукцию, я речи ил не ссы-
латься на другие, пусть даже широко
распространенные аномальные явления
п не использовать их в качестве доказа-
тельной базы.
Итак, внимательно следите за ходом
рассуждений.
Между музыкантом и слушателем му-
зыки существует (или можно так пред-
ставить) шенноновский канал связи,
который состоит из последовательно
соеді і неї ш ых звсі і ьев:
музыкальный инструмент (или го-
лосовой аппарат певца);
- AES
Audio Engineering Society
Общество
объективистски настроенных аулиоинженсров. Соз-
дано в СШ А в 1У4Н году.
концертный зал (или помещение
студии звукозаписи):
микрофон (система микрофонов);
- оборудование звукозаписи (пульты,
усилители, рекордеры, кабели, носители
записи);
оборудование
воспроизведения
(носитель записи, транспорт, конвертор,
усилители, кабели, громкоговорители,
комната прослушивания).
Проходя все эти звенья, в каждом из
них музыка что-то теряет (далее я буду
использовать термин
убывает),
а также
жгрязняетси.
Иначе говоря, количество
п качество музыки, прошедшей канат
связи, только уменьшается, и этот п|х>-
цесс является необратимым. Данное ут-
верждение находится в строгом соответ-
ствии с главным положением теории
связи К. Шеннона. В оригинале оно зву-
чит гак: “При наличии шума, вообще го-
воря, невозможно восстановить с пол-
ной определенностью исходное сообще-
ние или переданный сигнал, применяя
какую-нибудь операцию к принятому
сигналу”3.
Теперь договоримся о том. что следует
понимать под убыванием и загрязнени-
ем музыки.
Убывание
это когда из музыки что-
то пропадает, но при этом ничего посто-
роннего не добавляется.
Это почта гуманитарное определение
объясняет суть того, как на аналоговый
сигнал действуют линейные искажения.
Приняв во внимание это сходство,
возьмем на вооружение почти техниче-
ское определение: убывание музыки —
это результат действия на нее линейных
искажений, которые на субъективном
уровне вызывают ощущение ухудшения
звучания но признакам 1-го уровня вос-
приятия. Сразу оговорюсь, меня еще не
просили публично признать ошибоч-
1
Ш еннон К .
Математическим кюрия связи// В сб.:
Работы по кюрии информации и кибернетики. М .
НИИ. с. 276.
3/2000 АудиоМагазин 107
предыдущая страница 108 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 110 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст