^
домашний кинотеатр
Floyd пал
нышедший в 1970 году аль-
бом “Л ю т Heart Mother". Впрочем,
аналоговая квадрафония не прижи-
лась. И дело не в относительной доро-
говизне звукоусилительных трактов,
как полагают многие. Причины кроют-
ся в физических свойствах носителя и
в технологической дисциплине произ-
водителей. Алан Парсонс, прославив-
шийся. в числе прочего, записью боя
множества часов и звона будильников
(пластинка “Dark Side O f The Moon"),
вспоминал, что не мог узнать свою рабо-
ту. настолько изменялась фонограмма
после нарезки матрицы и штамповки
диска. Кстати, упомянутый музыкаль-
ный фрагмент был записан им
но
просьбе фирмы “Е М Г для квадрафо-
нической тестовой пластинки.
Спустя много лет в Советском Сою-
зе тоже появилась квадрафоническая
аппаратура. Я своими глазами видел в
продаже катушечный квадрамапшто-
фов, по-моему, марки “Юпитер”, с че-
тырьмя
акустическими
системами,
напоминающими “10МАС”. Было это
где-то в первой половине 80-х годов.
На первой (и, может, единственной)
вышедшей у нас квадраиластпике уве-
ковечена запись наших земляков -
ленинградского ансамбля “Яблоко”.
Потерпев фиаско с квадрафонпей
на тогдашних “домашних" носителях,
аудиоинженеры всего мира задума-
лись о других вариантах расширения
макрообъема домашнего звуковос-
произведения. Известная всем лабо-
ратория "Dolby” адаптировала свои
используемые в кино способы мат-
ричного хранения информации о до-
полнительных каналах. В результате
появилась так называемая матричная
стереофония, один из вариантов кото-
рой известен всем нам как “Pro Logic”.
Другие фирмы решили добиться
объемного звука не на этапе записи, а
при воспроизведении. Разиостороние-
панравлеииые акустические системы
“Bose”, столь модные у нас па заре пе-
рестройки, например, создавали отра-
жения во вторичном помещении, то
есть в комнате прослушивания.
Были и другие более или менее удач-
ные системы объемного звучания, они
основывались на специфической злек-
троииой обработке записи и подразуме-
вали стандартное двухканалыюе вос-
произведение. І Іаиример, разработан-
ная аргентинским физиологом Хьюго
Зуккарели технология, которую созда-
тель скромно назвал “Holophonics”. Од-
ной из последних и наиболее признан-
ных систем такого рода является техно-
логия “Q Sound". В начале 90-х годов
она быстро завоевала относительную
популярность, несмотря на явную несо-
вместимость с моновоспроизведением.
Именно так. например, смикширован
альбом Спина “The Soul Cages”. Инте-
ресующимся предлагаю сравнить; пес-
ню "I'm Mad About You” с этого диска со
смикшированной в обыкновенном сте-
рео версией этой композиции на диске
“The Leaving Sea”.
Стереофоническая студийная зву-
корежиссера уже давно стала искус-
ством построения микро- и макрообъ-
емов. Ведущие звукорежиссеры мира
с энтузиазмом восприняли появление
новых
бытовых
форматов
много-
канального домашнего звуковоспро-
изведения. Еще в мае 1998 года со-
стоялась конференция Гильдии му-
зыкальных продюсеров Америки с
участием ведущих заокеанских зву-
корежиссеров
“Запись музыки в
многоканальных форматах". За по-
дробностями отсылаю читателей к
публикации в профессиональном жур-
нале "Шоу Мастер” (№ I -2 (16
17)
1999). В ходе состоявшейся дискуссии
был обозначен широкий круг творче-
ских, организационных, технических
и психологических проблем, связан-
ных
С НОВЫМИ
форматами.
Поэтому редакционное задание по-
знакомить читателя с двумя ауднови-
деоресивера.мн в связи с воспроизве-
дением шестнкаиалыюй музыкальной
звукозаписи не вызвало у меня ничего
кроме вех>душевления.
Внешне
соперники
словно
с
разных планет. “Onkyo TS-DS676"
($1060. “Dolby Digital”, D TS )
череп,
прямоуголен
и
усеян
кнопками.
"Kenwood
K R F-X 9992D ”
($1212.
T l lX -еертпфнцнрованный, “Dolby D i-
gital")
округл, серебрист и подчерк-
нуто аскетичен: управление большин-
ством функций возможно только со
здоровенного пульта ДУ. имеющего
чувствительный
к
прикосновению
дисплей и многоуровневое меню. Ра-
зобраться во всем этом богатстве в со-
стоянии только достаточно опытные
пользователи, к коим
без ложной
скромности я отношу и себя. В пер-
вый день, признаться, я с непривычки
испытывал некоторые сложности при
управлении. Несмотря на отсутствие
меню и традиционный вид пульта,
управление ресивером “Onkyo TS-
DS676" мне показалось более удоб-
ным и интуитивно более понятным,
чем у “Kenwood KR F-X9992D ”.
Диски DVD-video с фонограммами
"Dolby Digital", оказавшиеся под ру-
кой, содержали записи исключитель-
но академической музыки. В связи с
этим стоит отметить, что есть по край-
ней мере два логичных варианта рас-
положения виртуального места про-
слушивания в макрообъеме воспроиз-
ведения. Это либо идеальное место в
зале: оркестранты располагаются пе-
ред вамп; в таком случае из тыловых
104 АудиоМагазин 3/2000
предыдущая страница 105 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 107 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст