домашний кинотеатр
целостным. А также полноценным в
том. что касается нотного текста. В
любом случае конечное звучание во
многом зависит от мастерства и опыта
звукорежиссера. Очевидн ые недостат-
ки обычно сосредоточены именно в
области воссоздания в фонограмме
макрообъема. Ведь каждая пара мик-
рофонных капсулой воспринимает не-
которую - свою — часть реверберации
первичного помещения, и соединение
таких частей акустического простран-
ства вовсе не воссоздает того объема, в
котором разворач
11
вал ось музы кал ь-
ное действие.
Фазочастотные,
динамические
и
прочие отличия двух каналов усиле-
ния-воспроизведения в комнате со-
временного меломана или аудиофила
настолько усугубляют эти проблемы,
что п в наше время находятся убеж-
денные сторонники монофонии. Даже
несмотря на то, что музыка со звуко-
вым давлением 90 дБ в двух акустиче-
ских системах гораздо больше похожа
на звучание оркестра, чем со 120 дБ —
в одной, а такую колонку еще надо по-
искать.
Справедливости ради стоит отме-
тить. что в эпоху стереофонии музы-
кальная мысль вырвалась на качест-
венно новый уровень. К сожалению,
этот факт остался совершенно не за-
меченным ни доморощенными музы-
кальными критиками, ни уважаемыми
мэтрами-академистами. Между тем,
речь идет о рождении и становлении
нового вида музыкального искусства.
Частично мною об этом уже было на-
писано в статье “В поисках эталона”
СА М " № 1 (21) 98, с. 77-78). Имеет-
ся в виду современная (в широком
смысле) студийная звукозапись, ко то-
рая но самой своей сути отличается
от академической музыки при-
мерно так же, как искусство ки-
нематографа отличается от те
атралыюго драматического
искусства. При внешнем
сходстве языка и пер-
вичного материала мы
имеем два разных вида
культуры, которые раз-
виваются параллельно.
Конечно,
между
ними
существует связь и про-
исходит взаимообогаще-
ние, что, впрочем, более
заметно в условиях де-
мократично го ку л ьту р-
иого прагматизма, неже-
ли при нашем местечко-
вом кастовом снобизме.
Стереофоническая зву-
козапись успешно преодо-
лела детскую болезнь -
попытки консервирования живого ка-
мерного и симфонического действия.
Болезнь, грозившую стать тяжелым
хроническим недугом, неизлечимым,
с одной стороны, в связи с законами
физики, а с другой — из-за особенно-
стей строения слухового аппарата че-
ловека. Сейчас уже с большей уверен-
ностью можно сказать, что даже при
помощи самых изощренных методов
двухмикрофонной звукозаписи и ис-
пользовании совершенно прозрачной
системы воспроизведения добиться
в реальной комнате прослушивания
эффекта, сходного со звучанием в ка-
ком бы то ни было конкретном кон-
цертном зале,
невозможно.
Результат
многочисленных усилий будет похож
в лучшем случае на телеспектакль.
Академические музыкальные жан-
ры опираются на законы классицизма,
то есть на необходимость сохранения
единства времени и места действия. И
если в хорошем концертном исполне-
нии с единством места и времени все
обстоит более или менее благополуч-
но. то попытка звукозаписи единство
места действия неминуемо разрушает.
Ведь объем концертного зала воспри-
ми мается слушателем неразрывным
комплексом
всех
слуховых механиз-
мов: и фазовым, и интенсивностным,
и частотным. Передать это с помощью
двухмикрофонной техники записи по-
ка не удается, а полимикрофонпые
приемы разрушают (искажают) мак-
рообъем, то есть единство места дей-
ствия. Аминь!
Современная студийная му-
зыка (в самом широком спек-
/
тре жанров) за немногие годы своего
поступательного развития вне жест-
ких законов классицизма выработа-
ла собственное звуковое поле. Поле,
свободное от натужного тембрового на-
турализма, но способное как краску
использовать и его; свободное от необ-
ходимости сохранения естественно-
сти макрообъема, но не сбрасывающее
эту естественность с корабля совре-
менности за ненадобностью. И содер-
жание и форма прогрессивной музы-
кальной мысли работают на макси-
мальное воплощение художественного
замысла композитора.
Многим талантливым музыкантам
60-70-х годов со временем стало не
хватать красочности выразительных
средств в рамках ставшей уже при-
вычной стереофонии. Причем не толь-
ко на студийных записях, но и в кон-
цертной практике. Например, еще в
британском турне 1968 года известная
группа
Pink Floyd
представила публи-
ке так называемый “азимут-координа-
тор", который являлся ничем иным,
как квадрафоническим регулятором
панорамы, внешне напоминающим
всем теперь хорошо знакомый джой-
стик. Фактически квадрафония ис-
пользуется группой с тех пор и до на-
стоящего момента.
Вскоре появились и квадрафониче-
ские виниловые пластинки. Не знаю,
какой
исполнитель или
коллектив
первым удостоился этой чести, но из-
вестно, что первой такой записью
Pink
2 WAY
Я
REMOTE
SYSTfM
3/2000 АудиоМагазин 103
предыдущая страница 104 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн следующая страница 106 АудиоМагазин 2000 3 читать онлайн Домой Выключить/включить текст